назад

Илья Овчинников

Voller Ernst/Vostock Photo

Сезон едва начался, а в Москву уже собираются именитые гастролеры: только в сентябре у нас выступят дирижеры Шарль Дютуа и Владимир Юровский, пианисты Андраш Шифф и Мария Жоао Пиреш, сопрано Мирей Деленш, не говоря уже о таких отечественных звездах, как Валерий Гергиев, Михаил Плетнев и Алексей Любимов. Особый блеск этому созвездию должны придать гастроли театра Ла Скала, которые проведет Даниэль Баренбойм, и единственный концерт Люцернского фестивального оркестра под управлением Клаудио Аббадо.

Казалось бы, музыкальная жизнь российской столицы приобретает вполне европейский характер. Только за последние полгода в Москве побывали Чикагский симфонический, Лондонский филармонический и другие — всего не менее полудюжины супероркестров, не говоря уже о ярких солистах и ансамблях старинной и новой музыки. Но попасть на эти концерты может далеко не каждый.

Возьмем того же Аббадо — вероятно, наиболее выдающегося из ныне живущих дирижеров. О его концерте стало известно в конце весны, объявленная цена билетов начиналась с 1500 рублей (около 40 евро). Но очень быстро в открытом доступе остались билеты по цене от 5000 до 15 000 рублей (от 125 до 375 евро соответственно) — сумма, которая мало кому по карману.

 

 

Если обратиться к области популярной музыки, то значительная часть билетов на концерт Пола Маккартни — фигуры, вполне сопоставимой с Аббадо, — еще за пару месяцев до события находилась в общедоступной продаже по цене 4000 рублей. Спору нет, 100 евро — тоже сумма не маленькая; и все же абсолютная уникальность фигуры Маккартни заставила битломанов раскошелиться ради главного шоу в их жизни. Почитатели же академической музыки, увы, чаще принадлежат к менее обеспеченной части публики; среди московских меломанов, всю жизнь мечтавших услышать Клаудио Аббадо, вряд ли много тех, кто способен выложить за билеты 5000–7000 рублей.
 

На подобные ламентации обычно отвечают: дескать, хотите в Европу — так получайте европейских артистов по европейским же ценам. Так любят говорить представители российских концертных организаций, которым прекрасно известно реальное положение дел. Они лукавят: например, билеты на концерты Берлинского филармонического оркестра — от ближайших до ноябрьских — в его родном зале можно купить по цене от 25 до 90 евро. На концерты и спектакли Берлинской оперы, которую возглавляет Даниэль Баренбойм, можно попасть, заплатив от 15 до 220 евро (и это самые-самые дорогие).

Впрочем, Берлин известен своими демократичностью и относительной дешевизной; заглянем в более дорогую Вену. За считанные дни до выступления в Москве тот же Люцернский фестивальный оркестр под управлением Аббадо представляет идентичную программу: билеты стоят от 30 до 125 евро. В трех часах езды от Вены — Зальцбург, где только что закончился летний фестиваль, считающийся одним из наиболее дорогих во всем мире. Здесь билет на оперный спектакль может стоить до 300 евро, но есть билеты и по 40, и даже по 15 — на стоячие места для наименее обеспеченных. А в Вене на того же Баренбойма или Аббадо всегда можно купить стоячий билет за 8 евро. Такая цена по карману любому — даже рядовому московскому пенсионеру. Правда, и стоять целый час на ногах ему непросто, но в Вене или Берлине разрешается брать с собой подушки и складные стулья.

Искусство должно быть доступно всем — это аксиома повсюду, кроме Москвы.

 

 



У нас билеты на гастроли Ла Скала в Большом театре предлагаются по цене от 3500 до 25000 рублей (от 88 до 625 евро соответственно). Добавим абсолютную непрозрачность как ценообразования, так и процесса продажи билетов. Их нельзя купить на сайте Большого театра — только в одном из многочисленных билетных агентств. И если на сайтах Берлинской филармонии или оперы ссылка «Tickets» находится на самом видном месте, то на сайте Большого вы найдете лишь раздел «Визит в театр»: там на самом видном месте красуется ссылка «График предварительной продажи билетов на декабрь 2012 г.». Сама процедура покупки необыкновенно сложна: необходимо прислать предварительную заявку с указанием номера паспорта и фамилии. Предполагается, что так сделано в целях борьбы с перекупщиками, но почему тогда билеты на Ла Скала попали к ним практически в полном объеме?

Нынешнее руководство Московской филармонии, организующей концерт Аббадо, находится у руля чуть менее десяти лет. За это время удалось сделать очень многое: вдохнуть жизнь в полумертвую организацию, расширить и разнообразить ее концертную афишу, привезти в Москву целый ряд гастролеров, о которых раньше не приходилось и мечтать. Но вместе с тем в сознании публики и журналистов изо всех сил стараются укоренить представление об академической музыке как о бизнесе, который должен приносить деньги. По мировым стандартам эта сомнительная аксиома — в лучшем случае полуправда. Это хорошо понимают в Европе, где к организации фестивалей и концертов привлекают спонсоров, позволяя публике покупать билеты хоть за 300 евро, хоть за 15. И не хотят понимать в Москве, устанавливая неподъемные цены на билеты.

Академическая музыка находит путь к слушателю труднее, чем популярная; именно поэтому сегодня по всему миру стараются этот путь сократить — сделать классику доступной и интересной для публики. Она давным-давно перестала относиться к сфере элитарного потребления: студенты и старики, домохозяйки и дети с удовольствием ходят на такие концерты. У нас же будто нарочно все делается для того, чтобы новый слушатель не пришел в филармонию или Большой театр: слишком многое вокруг говорит ему о том, что эта область культуры не только скучна, но и недоступна.

Кто именно за это в ответе: общая экономическая ситуация, чья-то жадность, политика Минкульта — определенно сказать трудно. Но все вместе выглядит как важный пункт в необъявленной государственной программе консервирования невежества нации.

Материалы по теме

Музыка пыток

Какими мелодиями американцы ломают психику обвиняемых в терроризме.

Король разнобоя

Ушел из жизни старейший композитор мира Эллиотт Картер.

«Мы вынуждены продавать билеты дорого, иначе они уйдут перекупщикам»

Гендиректор Московской государственной академической филармонии Алексей Шалашов отвечает Openspace.

Отстаньте, ради Боба!

История одной борьбы за артистическую независимость.

Я тебя бум-бум-бум

Openspace изучил, как на работу радиостанций повлияли поправки к закону о защите детей от вредной информации.

Рок вокруг гробов

Посмертная слава музыкантов, ушедших из жизни молодыми, и в XXI веке остается верным источником дохода.

Родная дичь

Как в Новгороде материализовались нелепые представления властей о русской истории.

Французские советы российскому кино

Вице-президент «Юнифранс» Жоэль Шапрон рассказал о том, как государство должно поддерживать национальный кинематограф, а как не должно.

«Подкидыш» Аманды Хокинг заговорил по-русски

«Подкидыш» королевы самиздата — скверное сочинение, которое изменило книжный мир.

На беcкнижье

Ярмарка в Красноярске показала, что книжный голод в провинции не утолить никакими ярмарками.

Воцирковление драмы

Объявлена программа Чеховского фестиваля, который начнется в мае. А Глеб Ситковский уже ругается.

назад