назад

Елена Рыбакова

Ярлык на кижение

Министерство культуры оттопталось на новых музейных директорах.

Очередная порция новостей от неутомимого Министерства культуры: в трех учреждениях, подведомственных Владимиру Мединскому, в ближайшее время сменится руководство. Все кадровые решения приняты, как водится, кулуарно, никакого широкого общественного, да хоть бы и узкого профессионального обсуждения концепций, с которыми приступают к работе новые директора, и в помине нет, самих концепций нет, понятно, тоже. При таких исходных данных кандидатуры, вообще-то, могли быть любыми, стоит ли удивляться, что прогрессивная культурная общественность сдержанно ликует: в двух из трех внезапно освободившихся кресел по чистой случайности вскоре окажутся люди, не вовсе чуждые тому делу, которым им предстоит руководить. Победа, как есть победа: с таким счетом — два против одного — в борьбе культуры с Министерством культуры уже давно не заканчивался ни один поединок.

 

 

Новые культурные назначения





Наталья Сиповская,
директор Государственного института искусствознания 

 

Дмитрий Бак,
директор Государственного литературного музея

 

Андрей Нелидов,
директор музея-заповедника «Кижи»

 

Пойдем от новостей условно хороших к безусловно плохим. Лучшее из назначений прошлой недели случилось в Государственном институте искусствознания. Это тот самый институт, куда в декабре 2012-го на ученый совет заглянули Владимир Мединский и Владимир Толстой — один тогда включил сурового начальника и пугал строптивых искусствоведов 1943 годом, а другой прославился афоризмом «не может ученый сам определять направление своей деятельности». Уже на том историческом заседании было понятно, что директор института Дмитрий Трубочкин, скорее всего, окажется ритуальной жертвой в пасти Минкульта, и хорошо, если жертва потребуется только одна. Теперь железную выдержку предстоит демонстрировать Наталье Сиповской: регулярно произносить это невозможное для чиновничьих ушей словосочетание «фундаментальная наука», доказывать, что России именно сейчас необходимы полное собрание сочинений Мейерхольда и многотомная история искусства, а институту для этого лучше оставаться в своем здании и ни с кем не сливаться. Еще искать деньги на книги и командировки. Делить ставки — три научных сотрудника на одну штатную единицу, оптимизация, кто бы сомневался, требует жертв. Да, самое главное: Наталье Сиповской достался институт, в котором исключительно тонко умеют понимать прошлое, причем чем дальше от нас, тем тоньше, но с большим трудом осваиваются в современности. Кажется, новый директор это понимает, во всяком случае, на первой встрече с коллективом она почти сразу завела речь о морально устаревшем сайте, который институту давно пора сменить. Когда подлечат сайт, стоит заняться более серьезными вещами — сменить, например, редколлегию журнала «Вопросы театра». Несолидно же, в самом деле: десятки людей хоть сейчас готовы за ГИИ в пикеты и на баррикады, а в институтском журнале в это самое время воюют с «пресловутым постмодернизмом» и печатают статьи-доносы. И даже министр Мединский в этом, кажется, не виноват.

В отличие от Натальи Сиповской, за плечами которой двадцать лет работы в Институте искусствознания, у Дмитрия Бака, сенсационно назначенного руководить Гослитмузеем, опыт музейной работы нулевой. Что теряет с уходом харизматичного проректора многострадальный РГГУ, понятно вполне: любимый студентами преподаватель, энергичный организатор вузовской жизни, один из немногих людей, кто современную русскую литературу не только знает, но даже любит. Зачем Дмитрию Баку все эти таланты на новом месте работы, пока не очень ясно — в конце концов, поднимать аморфный музей с десятком писательских особняков-филиалов не совсем то же самое, что поднимать вуз. Да и то сказать: людей неопытных в директорских креслах у нас пруд пруди, а здесь будет как минимум человек честный, это ли не повод кричать ура?
 

Давайте плюнем на ЮНЕСКО, а заодно на российский закон об охранных территориях, и построим в Кижах бизнес-центр, гостиницу и еще что-нибудь, например этнодеревню

 


Может быть, это ура и не звучало бы так громко, если бы на прошлой неделе Минкульт не отметился еще одним назначением, не то что спорным и непродуманным, как у Минкульта бывает, а просто-таки невозможным. Директором в музей-заповедник «Кижи» определен бывший глава Карелии Андрей Нелидов. Тут вышел такой казус: со своей идеей развития Кижей Нелидов и его команда как раз успели ознакомить общественность. Дело было в конце декабря на общественных же слушаниях того самого Министерства культуры. Концепция эта вот какая: давайте плюнем на ЮНЕСКО, а заодно на российский закон об охранных территориях, и построим в Кижах бизнес-центр, гостиницу и еще что-нибудь, например этнодеревню, как сейчас модно, и церковь при бизнес-центре, куда же без нее. Да, будет немножко диснейленд, зато повалят деньги и, может быть, туристы (удивительно, но и без этнодеревни с бизнес-центром они почему-то едут в Кижи, причем не только из России). Эту «концепцию» на общественных слушаниях от имени команды Нелидова представлял его зам Иван Романов, новое лицо российской культуры как она есть — от неспособности правильно ставить ударения в словах до приблатненно-комсомольского «я же не специалист, а управленец, чего вы меня за концепции с методиками спрашиваете». Из последних новостей: в оперативном порядке господин Романов уже назначен заместителем Нелидова в музей в Кижах.

Здесь ведь что интересно — полное отсутствие уважения со стороны министерства не то что к специалистам или к наследию, это-то никого не удивляет, но даже и к самим себе. Наплевали, можно сказать, на святое — на собственную процедуру. Сперва пригласили в здание Минкульта многих людей, заставили их помучиться, слушая, как Иван Романов сражается с ударениями, потом благосклонно выслушали, как все приглашенные в пух и прах разнесли «концепцию» Нелидова-Романова, и пожалуйста: месяц с небольшим — и Нелидов с Романовым уже готовятся въезжать в новые кабинеты. Кажется, еще может помочь народный гнев и энергия республиканского заксобрания — счет подписавших петиции против Нелидова-директора идет на десятки тысяч, на 7 февраля намечено внеочередное заседание местного парламента, из Карелии к президенту и премьеру уже спешат ходоки. Только ведь, если даже выходить отставку удастся, где гарантия, что новым директором не окажется такой же Нелидов, разве что не успевший опозориться на общественных слушаниях?

 

Общественные слушания о концепции развития музея-заповедника «Кижи»

 

Когда в течение трех дней Министерство культуры меняет руководителей в трех своих учреждениях, и результат оказывается один раз хорошим, другой непонятным, а третий вопиющим, это, вообще-то, значит, что никакой кадровой стратегии, никакой скамейки запасных у министерства нет. Что все решения, и удачные тоже, в этом танце, который подменяет у нас культурную политику, могут быть только случайными. Что тормошить и развивать музеи и институты нужно, а верить чиновникам, когда обещают не трогать и помогать, — нельзя ни за что: у чиновников в руках всегда крапленые карты. Что у того, кто садится играть с шулером, шансы выиграть, может, и есть, но репутацией рискнуть придется непременно. Потому что так в России сегодня делаются карьеры — по канве гоголевских «Игроков». Сходить, что ли, к Дмитрию Баку на лекцию, пока окончательно не перебрался в музей. 

 

 

 

Материалы по теме

Где это было?

Попробуйте догадаться, где произошли столь выдающиеся события.

«Это такой маленький сюжет — борьба за свободу»

Что думают недавние ученики Ильи Колмановского о своем учителе, своем директоре и своей школе.

Протестуй телом

В протесте главное – наглядность и доходчивость. Вот как по самым разным поводам протестовали за рубежом в январе.

Недоехали тут

Как бельгийцы отправили всю Европу в Россию.

Обрусение Жерара

На вступление Жерара Депардье в должность гражданина Российской Федерации.

Откуда детишки?

О запрете на усыновление, мудром отце нации и других особенностях национальной антиамериканской политики.

Остроумный ответ на закон Магнитского

Какой агент-сирота сможет помирить две страны.

Наложницы и амазонки Сердюкова

Полная потеря адвокатности

Бывшие адвокаты Pussy Riot Марк Фейгин, Виолетта Волкова и Николай Полозов изо всех сил пытаются остаться в истории, не понимая, насколько смешно это выглядит.

«Среднестатистический зритель по всем опросам — это 16-летняя девочка»

Openspace узнал, что думают режиссеры провалившихся в прокате российских фильмов и их прокатчики об идее Минкульта выделить 1,2 млн рублей психологам на исследование зрительских предпочтений.

Швейк, ты не брав

15 ноября бравый солдат Швейк возвращается как герой нового российского мультфильма.

назад