назад

Елена Рыбакова

Свинтить — и никаких гвоздей

Музею Маяковского угрожают ремонт и департамент культуры.

19 июля 2013 года в Москве пройдет велокросс. Не во всей вообще Москве, а только на Юго-Западе. Велокросс приурочат к 120-летию со дня рождения Владимира Маяковского, и из рядового мероприятия районного масштаба он превратится в культурное событие года.

Вообще-то велопробегом лучше было бы отметить день рождения Сергея Александровича Капкова, а не Владимира Владимировича. Это же Сергей Александрович у нас поборник всего здорового и легкого — роликов, катков и вайфая на траве. О велосипедах в жизни Маяковского не известно, как назло, ничего, разве что строчка «Профессор, снимите очки-велосипед». Зато точно известно, что поэт любил автомобили, вообще всякие сложно устроенные большие механизмы  и одним из первых привез в Москву «маленького реношку» («красавец серой масти 6 сил 4 цилиндра»). Не ударить ли в честь Маяковского автопробегом на дорогих машинах, спрашиваю я даму из капковской команды, которая с восторгом рассказывает мне о программе юбилейного года, только-только согласованной в департаменте культуры. Что вы, отмахивается дама, в Европе так никто не делает. И народ не поймет.

Народ, во всяком случае, тот, что понимает, озабочен сейчас совсем другим. В год 120-летия Маяковского в Москве собираются ремонтировать его музей. Еще неделю назад это «ремонтировать» безусловно означало «разрушать». Что оно означает сейчас, не знают, кажется, даже во всесильном департаменте культуры. Или делают вид, что не знают.

У Музея Маяковского проблем с посетителями нет — даже после того, как самого Маяковского выдавили из школьной программы

Эта история началась в октябре, когда в музей пришла новая заведующая по науке, ни к науке, ни к Маяковскому, ни к литературным музеям до того не имевшая никакого отношения. В наших музеях, что муниципальных, что федеральных, все устроено так, что руководителей туда присылают извне, не особо интересуясь, готов ли коллектив их принять. Надежду Морозову, ту самую мою собеседницу, которая за народ и против дорогих машин, коллектив принял в штыки. Новая начальница в ответ дала понять, что она здесь надолго, что вопрос ее директорства в музее практически решен и что только под нее будут выделены деньги на капремонт, который музею действительно нужен. И в этом не было бы ничего особенного, тем более что нынешний директор, умнейшая и интеллигентнейшая Светлана Стрижнева, пенсионного возраста, увы, достигла, а преемника как-то не подготовила. Домашней музейной склокой все могло бы и ограничиться. Если бы не ремонт.

Здесь самое время напомнить, что именно власти Москвы собираются ремонтировать. В наше время среди приличных людей как-то не принято произносить слово «выдающийся», но что поделать — Музей Маяковского именно такой. У нас в стране есть несколько уютных музеев-усадеб, есть обязательные для посещения писательские музеи-квартиры (почти все в Петербурге) и есть два с половиной выдающихся литературных музея. Половина — это тесная квартира Андрея Белого на Арбате. Еще два — Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме и наша московская гордость — Музей Маяковского на Лубянке.

Это на самом деле надо видеть. Музей, сделанный против всех правил, — именно такой, каким никогда, кажется, не может быть литературный музей. Не фотографии в чинных рамках, не письма под стеклом, не калоши поэта плюс сюртук поэта, а гигантская четырехэтажная конструкция, в сущности, театральная декорация, по которой ты поднимаешься от рождения героя к комнате, где он выстрелил себе в висок. Сама эта конструкция выстроена как художественное произведение — там нет случайных деталей, все со всем перекликается, там история искусства XX века оживает на глазах. Не потому, что в музее есть картины, а потому, что буквально показано, как картины и стихи меняют мир. Экспозиция, а не отдельные экспонаты, является самым ценным, что этот музей хранит. И именно в этом проблема.

 


Экспозиция Музея Маяковского
Олег Бартунов

Экспозиция Музея Маяковского

Олег Бартунов

Экспозиция Музея Маяковского

Олег Бартунов

Экспозиция Музея Маяковского
Олег Бартунов

Экспозиция Музея Маяковского

Олег Бартунов

Экспозиция Музея Маяковского

Олег Бартунов

Экспозиция Музея Маяковского

Олег Бартунов

Экспозиция Музея Маяковского

Олег Бартунов

Экспозиция Музея Маяковского

Олег Бартунов

Экспозиция Музея Маяковского

Олег Бартунов

Экспозиция Музея Маяковского

Олег Бартунов

Экспозиция Музея Маяковского

Олег Бартунов

Экспозиция Музея Маяковского

Олег Бартунов

Экспозиция Музея Маяковского

Олег Бартунов

 

Проблемы у литературных музеев обычно с посетителями. Не идет народ массово смотреть на калоши поэта и рукописи поэта, особенно если поэт не из школьной программы, и не народ, скажем прямо, тут виноват. У Музея Маяковского проблем с посетителями нет — даже после того, как самого Маяковского выдавили из школьной программы. Это четвертый в золотом квартете самых посещаемых музеев Москвы (после Кремля, Третьяковки и Пушкинского). Это самый посещаемый музей из тех, что подведомственны Сергею Капкову. Визит к Маяковскому внесен как обязательный в путеводители по Москве для немцев, французов и прочих шведов. Не любят его, отчаянно и тяжело, только люди, работающие в российских музеях.

«Мертвый музей!» — кричит в фейсбуке научница из музея другого поэта, музея настолько живого, что никто не мешает там смотрительницам вязать по будням носки. «Не может музей быть саркофагом одной экспозиции, пусть и гениальной», — бросают мне в лицо сотрудницы отдела фондов Музея Маяковского. Они сразу поддержали Надежду Морозову — не потому, что почувствовали в ней начальство, а потому, что почувствовали свою. Свою — это значит, что главный в музее не художник, а учетный номер. Не живое восхищение, а мертвый экспонат. У нас никогда раньше не было таких музеев, а в 1989-м появился Музей Маяковского, и это стало еще одной революцией, тогда казалось, что необратимой. С тех пор прошло двадцать лет, гениальных экспозиций как кот наплакал, и вот уже силы реакции стучатся в дверь. Пока с ними еще можно разговаривать.

Молчат художники, писатели, музейные деятели из числа самых авторитетных, а подрядчики вот-вот закончат проект замены музейных труб и батарей

Лучшее, что сейчас можно сделать, — придать экспозиции Музея Маяковского статус художественного произведения и взять ее под охрану как национальное достояние. Защитить законом, а дальше — спорьте, пожалуйста, если это произведение вас действительно раздражает. И прекрасно, что раздражает до сих пор. Почему этого не сделали двадцать лет назад? Потому что наше музейное и правовое сознание безнадежно отстало от художественной практики. Это еще можно сделать, еще не поздно: признать экспозицию экспонатом — и только после этого начинать ремонт. Потому что демонтировать и консервировать перед сменой проводки и труб можно так, чтобы потом все восстановить, и так, чтобы сразу все разрушить. Восстановить реально; в конце концов, все четверо авторов экспозиции — Тарас Поляков, Евгений Амаспюр, Иван Лубенников и Андрей Боков, — по счастью, здоровы и живут в Москве. Под нажимом журналистов Надежда Морозова и Сергей Капков за последние дни произнесли много испуганных слов о том, как они ценят Музей Маяковского и не дадут его в обиду. Однако ни одной бумаги, защищающей эту ценность, пока не подписали.

Молчит президент Союза архитекторов Андрей Боков, автор архитектурного решения музея. Бьет, но все больше мимо цели замечательный Тарас Поляков, придумавший эту экспозицию (от отчаяния он уже наговорил, что департамент культуры поступает с Музеем Маяковского как с Театром Гоголя, не заметив, на минуточку, что ситуация похожа на «гоголевскую» с точностью до наоборот). Мечутся соратники Светланы Стрижневой, готовые объединяться хоть бы и с КПРФ, если КПРФ может от кого-то защитить. Кипит жизнь на Лубянской площади: слева от дома Маяковского бетономешалки едут к Политехническому музею, справа — строительные краны нависают над «Детским миром». Чем заканчивается любая реконструкция по-московски, мы хорошо знаем. Где-то на периферии этой истории мелькает галерист Марина Лошак — ей благоволит Сергей Капков, она давно мечтает о музее авангарда в Москве, она одна из немногих, кто такой музей действительно может потянуть, только совсем не ясно, зачем для этого разрушать другой хороший музей. Молчат художники, писатели, музейные деятели из числа самых авторитетных. Подрядчики вот-вот закончат проект замены музейных труб и батарей. Остальным не до музея — готовятся, надо полагать, к велокроссу. 

 

 

 

Материалы по теме

«Театральный разъезд» по-гоголевски

В ожидании своего нового худрука Кирилла Серебренникова актеры театра имени Гоголя репетируют несанкционированные митинги.

Ярлык на кижение

Министерство культуры оттопталось на новых музейных директорах.

Илья Дронов: патриарха вводить в ЖЖ бесполезно

Руководитель LiveJournal Russia Илья Дронов рассказал Openspace, станет ли ЖЖ православным и опасаются ли в компании цензуры со стороны властей

Кругом одни музеи

Владимира Путина выставили в Еврейском музее.

Родная дичь

Как в Новгороде материализовались нелепые представления властей о русской истории.

Пластик, трубы и древние фрески

Празднование 1150-летия российской государственности оказалось губительным для российской духовности.

Как получить российский паспорт, если вы не Депардье

О своей борьбе за российский паспорт Openspace рассказали эколог из Молдавии, предпринимательница из Казахстана и пилот воздушного шара из Франции.

Не приходя в сознание...

В последнее время депутаты все чаще удивляют нас решениями, которым трудно найти логическое объяснение. Но так ли необходим разум для принятия решений? Исследования показывают, что сложные решения часто принимаются вообще без участия сознания.

Он копает под Вас

О халатном исполнении пресс-секретарем Президента РФ Песковым своих должностных обязанностей, граничащем с прямым вредительством.

Лица недели

Неделю представляют сибирский кот, бельгийские полицейские и случайная прохожая.

Террорист Аль-Кабалов

О милых странностях российского терроризма.

назад