назад

Дмитрий Камышев

Июнь 2012. Премьер-министр Дмитрий Медведев, губернатор Московской области Сергей Шойгу и министр обороны Анатолий Сердюков
Фото: Штукина Екатерина/Итар-Тасс

Замену министра обороны Анатолия Сердюкова на Сергея Шойгу многие комментаторы назвали неожиданной и даже сенсационной. Хотя, казалось бы, что здесь неожиданного? Наоборот, все логично: дореформировали, понимаешь, российскую армию до того, что теперь ее надо срочно спасать из-под завалов накопившихся проблем. Дошло даже до того, что Владимиру Путину пришлось нарушить собственный неписаный закон — никогда не снимать проштрафившихся чиновников сразу после допущенных ими прегрешений — и уволить Сердюкова всего через пару недель после скандала, разразившегося вокруг подконтрольного Минобороны ОАО «Оборонсервис».

Однако на самом деле не все так однозначно. Реформа армии, конечно, вызвала и продолжает вызывать множество резко критических отзывов со стороны оппозиционных политиков и независимых экспертов, но прежнего министра наказали явно не за то, что он сделал что-то не так. Ведь того, кто откровенно «завалил участок», не провожают словами «в последние годы немало сделано для развития Вооруженных сил» и тем более не просят его преемника «продолжить все положительное, что было сделано».

Тогда, может, дело все-таки во вскрывшихся в военном ведомстве фактах коррупции, на которые Кремль отреагировал, как и подобает, решительно и бескомпромиссно? Вот и президент объяснил громкую отставку именно желанием «создать необходимые условия для объективного расследования». Но, во-первых, для «создания необходимых условий» вполне можно было бы ограничиться  отстранением Сердюкова от должности на период следствия — такой способ часто используется при расследовании злоупотреблений чиновников на местах. А во-вторых, эта версия не объясняет главного: почему вообще был дан ход делу «Оборонсервиса» (в конце концов, и не такое успешно заминали) и почему под ударом оказался человек, до сих пор считавшийся верным членом путинской команды?

Ответ на эти вопросы в какой-то мере дает третья версия, появившаяся еще 25 октября, в день первых обысков по делу «Оборонсервиса». Тогда некоторые СМИ с нескрываемым удовольствием сообщили, что следователей, пришедших рано утром в 13-комнатную квартиру бывшей начальницы департамента имущественных отношений Минобороны Евгении Васильевой, встретил в дверях лично глава военного ведомства. И с учетом того, что карьерный взлет скромного питерского мебельщика Сердюкова начался сразу после женитьбы на дочери Виктора Зубкова (соратника Путина по питерской мэрии, а впоследствии премьер-министра), эти сообщения, и правда, выглядели веским основанием для исключения министра обороны из круга «избранных». Если, конечно, предположить, что супружеская верность ценится в путинской команде так же высоко, как и верность самому Путину.

Были, впрочем, у главы военного ведомства и другие грехи, но уже не личного, а чисто аппаратного свойства. Например, он не раз давал своим критикам повод для обвинений в нарушении правил командной игры: и когда конфликтовал с российской оборонкой вообще и вице-премьером Дмитрием Рогозиным в частности, и когда, подобно теперь уже бывшему министру финансов Алексею Кудрину, устраивал публичные перепалки с Дмитрием Медведевым. Так что если предполагаемая «аморалка» сама по себе и не должна была бы привести к столь жестким оргвыводам, то решение об отставке вполне могло быть принято, как говорится, «по совокупности заслуг».

А вот у нового министра обороны ни с личной моралью, ни с аппаратной этикой никаких проблем нет. Ведь факт более чем 20-летнего пребывания Сергея Шойгу на высших этажах власти уже сам по себе убедительно доказывает, что он всегда готов играть по установленным правилам и никогда не предает своих соратников. И именно это обстоятельство (вкупе с очевидным кадровым голодом), похоже, и сподвигло Кремль на то, чтобы перебросить на новый ответственный пост человека, проработавшего менее полугода подмосковным губернатором (которым он, кстати, тоже стал исключительно «из высших государственных соображений»). Если, конечно, не считать главным поводом для этого назначения идентичность аббревиатур, обозначающих Московскую область и Министерство обороны.

Материалы по теме

Ярлык на кижение

Министерство культуры оттопталось на новых музейных директорах.

Преемник с двумя армиями

Почему Сергей Шойгу не может не стать президентом России.

К вопросу об и. о. губернатора Московской области

Записка в компетентные органы от бдительного гражданина о некоторых фактах из биографии Воробьева А. Ю.

Командовать попами буду я

О новом поприще Владислава Суркова.

Бей пролетария в хамскую морду

Поучительная история о том, что бывает с антипролетарскими публицистами.

По стопам осьминога Пауля

Политический гороскоп России на 2013 год в исполнении читателей Openspace и зарубежных специалистов.

Военная (ре)форма

Для российских СМИ обмундирование военных оказалось более значимым, чем реорганизация Минобороны.

Премьер — находка для шпиона

О телевизионном интервью Дмитрия Медведева, козлах из Следственного комитета и борьбе за переходящий титул «всенародного аллергена».

Плачущие небольшевики

Почему Елене Скрынник некуда бежать.

Наложницы и амазонки Сердюкова

Трудно быть зятем

Четыре плохо кончивших зятя и одна невестка.

назад