назад

Олег Кашин, «Коммерсантъ», специально для Openspace,

 

«В России в последнее время происходит большое количество религиозных скандалов. Страшный июльский теракт против муфтия Татарстана, громкий суд над Pussy Riot за их акцию в храме Христа Спасителя. Кто сможет привести к балансу и миру светское и духовное?» — да понятно кто: этот вопрос на сайте «Трибуна Общественной палаты» проиллюстрирован портретом Владислава Суркова, и дальше идет большая статья, в которой новым назначением восхищаются протоиерей Всеволод Чаплин, муфтий Чечни Султан Мирзаев, Санжай Лама Андрей Бальжиров и евангелист-пятидесятник Сергей Ряховский (раввина почему-то не нашли). Но главное в статье — это заголовок: «Защитник веры». А, если у кого-нибудь возникнут вопросы по поводу этого заголовка, он снабжен специальной пояснительной сноской: «Защитник веры (лат. fidei defensor) — титул английских королей, полученный в 1521 году Генрихом VIII от папы Льва X за книгу “В защиту семи таинств”»; и даже жалко, что на сайте Общественной палаты ничего не написано о том, как сложились отношения Генриха VIII и римских пап в дальнейшем, потому что это достаточно интересная история. Спустя 12 лет после присвоения Генриху VIII титула «Защитника веры» уже новый папа Климент VII отлучил короля от католической церкви, получив в ответ антицерковную кампанию, сопоставимую с тем, что делали у нас большевики в двадцатые годы: Генрих VIII регулярно казнил епископов, закрыл в стране все монастыри, а специальная комиссия при этом изымала в пользу казны все церковные ценности, разоряя в том числе мощи святых.

Но я не стал бы делать из этой истории выводов, уличающих редакцию сайта Общественной палаты в желании незаметно обидеть или по-дружески подколоть Владислава Суркова. Даже беглое знакомство с содержанием этого сайта позволяет сделать вывод, что создают его простые, бесхитростные, прямолинейные люди, просто не знающие слова «подвох». Все как-то привыкли называть «сурковской пропагандой» прежде всего федеральные телеканалы, но это не очень точная формулировка. Известно, что Владислав Сурков и в лучшие годы никогда не располагал ресурсом, позволяющим безраздельно влиять на редакционную политику «Первого канала», «России» и даже НТВ. Да и на большие федеральные газеты Сурков, даже работая в Кремле, влиял опосредованно. Известна история про портрет Че Гевары: если он висел в кабинете главного редактора, служил знаком того, что в этой газете печатается сурковская заказуха. В реальности сурковской пропагандой всегда был только небольшой набор сайтов, среди которых «Трибуна Общественной палаты» — сейчас чуть ли не самый известный (в самом деле, помнит ли кто-нибудь такие названия, как «Политонлайн» или «Либерти.ру»?).

По-настоящему верных сурковцев во власти и особенно около очень немного, и в основном это представители той самой социальной группы, которую во времена раннего Медведева было принято называть ликующей гопотой. Речь идет не только о «нашистах». «Нашисты», если чем и показательны, то только отдельным культом личности Суркова, который существовал в их ведомстве наравне с культом Путина, а так у людей, которых можно назвать сурковским поколением политических активистов, общих отличительных признаков, кажется, нет вообще.

В середине нулевых они были рассредоточены по разным молодежным движениям, часто конфликтовавшим между собой: все помнят «Наших», некоторые помнят «Молодую гвардию» (старый коллектив ее сайта, кстати, делает сейчас «Трибуну Общественной палаты»), но были еще «Россия молодая», «Местные», «Новые люди» и Бог знает кто еще.

Шли годы, менялась придумываемая Сурковым «политическая повестка дня», и одни и те же люди превращались в зависимости от текущего момента то в молодых инноваторов и модернизаторов, то в гражданских активистов, то в «сторонников президента Медведева», то еще в кого-нибудь. Кадровый ресурс Владислава Суркова очень невелик, и если от того, что Суркова теперь бросили на религию, можно чего-нибудь ждать, то только появления новой православной общественности. Мы увидим православного интернет-издателя Константина Рыкова, православного продюсера Антона Коробкова-Землянского, православного писателя Илиаса Меркури, православного телеведущего Владимира Соловьева, ну и еще, может быть, человек десять того же порядка. Может быть, знаменитый масон Андрей Богданов создаст какую-нибудь православную партию. А, может, мусульманскую, если надо будет.

Сравнение с обер-прокурором синода Константином Победоносцевым так же неточно, как сравнение с Генрихом VIII. Сурков десять лет был с нами, мы видели все, что он умеет. Создать фиктивную партию и выдать ее за оппозицию — легко. Вывести нашистов с флагами на улицу — да, пожалуйста. Собрать в интернете заповедник занудных троллей — без проблем. Если Сурков умеет что-то еще, то он скрывал это так долго, что наверняка просто разучился. Нет никаких оснований ждать от Суркова прорывов в, говоря словами Всеволода Чаплина, «церковно-государственном и церковно-общественном диалоге». От Суркова можно ждать только сурковских штучек, каждая из которых, как реприза в консервативном цирке, опробована на публике сотни раз, давно уже не смешит и смертельно надоела даже исполнителям.

Материалы по теме

Ярлык на кижение

Министерство культуры оттопталось на новых музейных директорах.

Преемник с двумя армиями

Почему Сергей Шойгу не может не стать президентом России.

К вопросу об и. о. губернатора Московской области

Записка в компетентные органы от бдительного гражданина о некоторых фактах из биографии Воробьева А. Ю.

Меняю МО на МО

Чем Сергей Шойгу лучше Анатолия Сердюкова.

Бей пролетария в хамскую морду

Поучительная история о том, что бывает с антипролетарскими публицистами.

Момент истовый

Как выглядит экстатическая сторона в религиях мира.

Вера или власть?

Почему в наши дни религия вытесняет светскую идеологию.

Животные в церкви

Рим, Италия. Каждый год в день Святого Антония владельцы домашних животных приносят их в церкви для благословения.

Лица недели. Выпуск 5

Неделю представляют припудренный индус, Мисс Америка и другие.

Чувства неверующих

Откуда берутся атеисты и во что верят они.

Что вы хотели знать о Кавказе, но стеснялись спросить

Родной истории на Северном Кавказе придается огромное значение. В то же время узнать достоверные факты о ней могут только люди, обладающие упрямством ученого. Этот парадокс в своей лекции объясняет Владимир Бобровников.

назад