Родной истории на Северном Кавказе придается огромное значение. В то же время узнать достоверные факты о ней могут только люди, обладающие упрямством ученого. Этот парадокс в своей лекции объясняет Владимир Бобровников.
Владимир Бобровников — заведующий сектором Кавказа Института востоковедения РАН. Лекцию «Северный Кавказ в исторических нарративах в исторической политике» он прочел в рамках проекта «Публичные лекции “Полит.ру”». Openspace приводит ее конспект в авторской редакции.
интерпретации новой и средневековой истории Северного Кавказа, которые я хочу обсудить, тесно связаны с таким понятием, как историческая политика. Историческая политика — это использование истории в политических целях в условиях падения научной цензуры и резкого расширения информационного поля, характерное для регионов с социалистическим прошлым. Первые опыты в этом направлении были произведены политиками, журналистами и историками в постсоветской Польше, где в 1998 году был создан Институт национальной памяти. По своему уставу он обязан заниматься рассекречиванием, расследованием и наказанием преступлений против польского народа, совершенных органами госбезопасности в советскую эпоху. Институт преуспел в этой области, но в 2000-е он больше занимался конъюнктурным переписыванием истории страны.
Аналогичный институт появился в 2005 году на Украине. Опыты создания подобных институтов и проводились в других бывших соцстранах и союзных республиках СССР. Попытки (но не столь успешные) создания таких институций происходили и на Северном Кавказе. В 2009–2012 годах при президенте РФ существовала комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Ее создание вызвало много споров. Профессиональные историки боялись, что это орган будет заниматься тем, против чего он обещал бороться: фальсификацией российской истории в угоду интересам правящей партии.
Вместо историков в комиссию были включены крупные чиновники, руководители департаментов и ведомств, в том числе силовых. Лишь двое членов комиссии, академик Александр Чубарьян и член-корреспондент Андрей Сахаров, представляли академические институты всеобщей и российской истории. Страхи перед комиссией не оправдались. Не успев наделать больших бед, она тихо скончалась, упраздненная президентом Медведевым 14 февраля 2012 года.
Главной целью исторической политики ее сторонники объявляют разоблачение фальсификаций прошлого политическими врагами правящего режима
Комиссия при президенте оказалась безынициативна, разнородна и слаба. У нее не было тех полномочий и возможностей, которыми располагают институты национальной памяти в Польше и на Украине. Вместе с тем в 2000-е годы власти пытались давить на академическую науку, чтобы она включилась в защиту национальных интересов России на стороне правящей партии и администрации президента. Попытки создать политологические центры для борьбы с фальсификациями истории делались в начале 2010-х годов в Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. В марте 2011 года президиум РАН потребовал от гуманитарных институтов «представить соображения по "разработке комплекса мер применительно к Северному Кавказу по недопущению и профилактике возникновения очагов межнациональной розни, формирования идей сепаратизма и национализма на основе процессов фальсификации отечественной истории"». К этой работе пытались привлечь и меня, но я категорически отказался. К счастью, из этих административных инициатив пока ничего толком не получилось.
На Северном Кавказе есть свои любимые исторические темы и герои. В отличие от бывших союзных республик и стран соцблока, сталинские аннексии и массовые репрессии не вызывают в регионе антироссийских чувств. Идея политического и культурного освобождения от России здесь не так популярна, как, например, в Грузии. По образному замечанию поэта Расула Гамзатова, «Дагестан не вошел в состав России добровольно, и он добровольно из нее и не выйдет». Эту максиму можно смело применить к большинству республик и народов региона. К числу сторонников политического и культурного отделения от России здесь относятся сегодня лишь некоторые публицисты и историки. Больше их, наверное, в Чечне, но многие погибли во время двух российско-чеченских войн либо оказались за границей. Среди чеченских ученых, занимающихся новой и новейшей историей, много сторонников российской ориентации. Не закрывая глаза на депортацию 1944 года, которой теперь можно открыто заниматься, они больше пишут о вкладе чеченцев и других горских народов в победу СССР над Германией во Второй мировой войне, на советских архивных материалах показывая лживость обвинений чеченцев в коллаборационизме с нацистами.
Вместе с тем в северокавказской историографии все еще господствует анахроничный подход позднего советского времени, представляющий социальное и религиозное движение за шариат и джихад как национально-освободительное движение против царизма и мусульманских феодалов. Историки-русисты привычно не читают источников, переведенных востоковедами за последние полвека. База источников большинства работ о Кавказской войне остается столь же узкой и односторонней, как в XIX веке. Опираются они преимущественно на дореволюционных русских авторов (и советских историков). Незнание местных источников открывает широкое поле для фантазий в духе исторической политики. Неудивительно, что некоторые публицисты от истории находят в нем национальное содержание, а в присоединившихся к нему конфедерациях горцев — основы многонационального гражданского общества и чуть ли не суверенной демократии в духе позорно известной политической концепции Владислава Суркова. Из главы государства джихада Шамиль превращается в их работах в мудрого вождя-интернационалиста, своего рода северокавказского Ленина, всегда выступавшего за дружбу горцев с «большим русским братом».
Конъюнктурные соображения на волне постсоветского исламского бума заставили советских философов перейти от пропаганды научного атеизма к апологетике религии
Выпуск этой книги говорит и о подхалимстве, и о конъюнктуре. И того, и другого немало в деятельности фондов и бизнесменов, финансирующих историческую политику на Северном Кавказе и в России. Конъюнктурные соображения на волне постсоветского исламского бума заставили советских философов перейти от пропаганды научного атеизма к апологетике религии. Сегодня Фонд имени Абдурахмана-Хаджи Согратлинского возглавляет философ Магомед Абдуллаев, выпускающий хвалебные биографии своего «патрона». Он любит вспоминать, как пал жертвой советских антирелигиозных гонений. Действительно, в конце 1960-х годов его (совместная с Юсупом Межидовым) книга о мусульманском модернисте-джадиде Али Каяеве из Кумуха была изъята из библиотек по доносу юриста Баймурзаева, а сам Абдуллаев получил в Дагобкоме КПСС нагоняй по партийной линии. Но не надо забывать и того, что покойный Баймурзаев был коллегой нынешнего главы Фонда имени Абдурахмана-Хаджи на поприще борьбы с религией. По долгу службы Абдуллаев издал при советской власти ряд антиисламских брошюр и статей. В 1962 году он выступил соавтором брошюры «Поговорим о мусульманской религии» с резкой критикой Корана, шариата и народных культов святых как «вредных религиозных пережитков». На ниве научного атеизма немало потрудились и другие «исламоведы» региона, в частности главный редактор выходящего в Махачкале журнала «Исламоведение» философ Михаил Вагабов.
Материалы по теме
«Успешный чиновник — тот, кто умеет решать вопросы»
Ученый общался с чиновниками три года и рассказал о том, что это за зверь такой.
А ваш работодатель следит за вами?
Почему о неприкосновенности частной жизни давно пора забыть.
«Автора не так просто убить, он пролезет»
Переводчица «Парфюмера» Элла Венгерова о своем хаксианстве и умении правильно тратить гонорары.
Российский рынок труда: между нормой и аномалией
Русский человек страшно боится безработицы и готов трудиться бесплатно. Но аналитики утверждают, что сложившаяся модель рынка труда одинаково выгодна как работникам, так и работодателям.
О китайской логике
В начале декабря китаист Владимир Малявин прочел в книжном магазине «Фаланстер» лекцию «Душа Азии», основанную на его последней книге «Цветы в тумане».
Нет истории в своем отечестве
Этнолог Виктор Шнирельман рассказывает, какие образы прошлого закрепились в массовом сознании благодаря национализму.
Киндер, кюхе, офис
Чем российская женщина отличается от немецкой и почему государство страдает гендерной шизофренией.
Страна ограниченного типа
Россия мало чем отличается от африканских стран. Измениться к лучшему она сможет, но очень нескоро. Такой вывод можно сделать из лекции эксперта Всемирного банка Стивена Уэбба «Становление современного общества: вызовы и уроки для России».
Трикстер нашего времени
Филолог Гасан Гусейнов прочел лекцию «Современная российская мифология и масс-медиа» в рамках проекта «Философские среды» в МГУ. Чтобы объяснить, почему многие люди симпатизируют отрицательным персонажам, он напомнил о мифологической природе трикстера.
Вера или власть?
Почему в наши дни религия вытесняет светскую идеологию.
Все идет по плану
Принтер совсем не бешеный, а Москва обязательно станет глобальной гей-столицей.