назад

Юрий Жалин, читатели Openspace

Главное, что показал опрос, который Openspace проводил в течение недели, — религиозное чувство большинства читателей оскорбляет то, с чем они уже столкнулись в реальной жизни. И это вовсе не пляски на амвоне и не иконописные техники современных художников, и даже не фильмы о пророках. Чаще всего, судя по ответам, людей как верующих, так и неверующих оскорбляют отношения между государством и религиозными структурами в том виде, в котором они существуют сейчас.

Нам не удалось понять, за что в скором времени возможно будет оказаться на скамье подсудимых и сесть на 5 лет (согласно внесенному в Госдуму законопроекту). Опрос показал лишь одно — в контексте грядущего закона опасаться стоит не верующих и их чувств, а религиозных «троллей».

 

 

Неверующие

«Меня ничто не оскорбляет, пока оно не начинает требовать к себе необоснованного уважения. Да еще ведет себя по-свински: лезет в школы, госучреждения, смеет препираться с наукой и логикой. Место веры в бога — в храмах. Если она будет маячить вне храмов, то в ответ в храмы придет что-то светское».

«Любой атеист уже задевает чувство верующего своим существованием, потому что отрицает Бога (писать с большой буквы), поэтому скоро будут сажать за любое озвучивание того, что Бога нет».

«Чудовищные орфографические ошибки в официальных текстах (например, бегущая строка на государственном телеканале), чудовищное невежество официальных лиц, в том числе тратящих наши налоги на лженауку».

«Попытка запереть меня в государственном зиккурате с приученными к ненависти безумными бородатыми стариками и агрессивной молодежной мерзостью, которые считают, что существуют только православие или смерть, и еще они будут бить тебя по лицу, если ты подумаешь, что Бога нет».

«Голые мужские торсы и пивные животы в общественных местах, крики матерей на детей (дома и на улице), битье людьми кошек и собак, роскошь и алчность священников, призывающих к аскетизму, курение в лифте, агрессивный фанатизм и прочие формы неуважения человека к человеку».

«Меня оскорбляет существование Аркадия Мамонтова».

 

Христиане

«Мои религиозные чувства оскорбляют мои грехи».

«Ненужная защита моих религиозных чувств. Я сама справлюсь, спасибо. И еще гнев масс, которые не разбираясь ненавидят теперь все, что как-то соотносится с православием. В том числе и меня, хотя ничего про меня не знают. Это такое общее российское развлечение, бродить и не видеть за деревьями леса».

«Мои чувства верующего оскорбляют некоторые церковнослужители. Как быть с этим? Ведь если наказать такого человека — мы оскорбим какого-нибудь верующего».

«Отпевание автора советского гимна Сергея Михалкова в храме Христа Спасителя».

«Меня как верующего оскорбляют надуманные догмы и постулаты, выведенные РПЦ и совершенно не соответствующие ни божьим, ни человеческим законам, а также слишком пристальное внимание светской власти к духовным вопросам, к вопросам, на которые каждый человек должен отвечать сам, без постороннего влияния».

«Чувства верующего больше всего оскорбляет его собственный грех, а не соринка в глазу ближнего. Сегодня обстановка в РПЦ такова, что чувства верующего человека оскорблены уже положением дел в самой церкви, которая должна показать пример покаяния, а не лоббировать в думе законы себе во благо».

«Выходки подобные выходке Pussy Riot и активисток Femen. Я считаю, что никакие политические подтексты их выступления не могут оправдать того, что они сотворили. Ввод уголовной ответственности заставит подобные личности задуматься, перед тем как устраивать такие акции».

 

Иудеи

«Мои чувства верующего оскорбляет неблаговидное поведение религиозных лидеров (независимо от того, какую именно религию они исповедуют)».

«Высказывание религиозных или антирелигиозных взглядов — право каждого, равно как и критика существующих религиозных структур. Умных людей свобода других и критика пути не может оскорблять. Это — инструмент к диалогу, путь к исправлению собственного пути. Может оскорбить навязывание и диктат структур».

«Я думаю, что люди, проявляющие агрессию по отношению к другим религиям, достойны жалости. Их надо жалеть и лечить, а не наказывать».

 

Мусульмане

«Сальные шутки о мусульманах и Пророке».

«Если их вовремя не остановить — начнется просто полный беспредел! Святое должно быть святым и уважаться. Для акций есть публичные места: улица, сквер, но не мечеть и не каберстан!»

 

Буддист

«Мои религиозные чувства настолько личны, что оскорбить их внешним воздействием весьма непросто. А как человека и гражданина РФ меня оскорбляет агрессивное мракобесие некоторых представителей церковных и околоцерковных кругов, поощряемое государством и не осуждаемое Церковью».

 

Другое

«Я пантеистка, весь мир — мой Храм. В моем Храме убивают и насилуют, в моем Храме ведутся бессмысленные войны. Но я не оскорбляюсь, потому что принимаю мир таким, какой он есть, вижу в нем глубинную гармонию. Если Ваш мир не гармоничен – никто не виноват, это Ваша недоработка».

«… — своим названием эта конфессия оскорбляет и принижает иные конфессии и верования».

«Меня может оскорбить только потеря мною Веры».

«Моя религия — вера в человека и его осознанность. Мои чувства верующего оскорбляет загрязнение окружающей среды, убийство животных (особенно ритуальное по случаю религиозных праздников), навязывание точки зрения и правил в моей частной жизни».

«Думаю, что бог у каждого свой. И оскорблением считаю, если кто-то присваивает себе право говорить от его имени».

Материалы по теме

Враг пророка

Салман Рушди выпустил мемуары, в которых рассказал, каково это — быть персональным врагом всех мусульман мира.

Осторожно, пророк!

К вопросу о глумлении над святынями.

Ярлык на служение

Борьба с исламским радикализмом перевернула вертикаль власти.

Разрушительное молчание

Кто и зачем делит нас на бесов и мракобесов, и что нужно сделать церкви, чтобы защитить православие.

«Он называл это ваххабитским холдингом»

Openspace поговорил с бывшим научным руководителем убитого имама Валиуллы Якупова Рафиком Мухаметшиным. Ректор Российского исламского университета не согласен со следствием, рассматривающим финансовые дела Духовного управления мусульман Татарстана как основную версию казанских событий.

Чистые духом

Портреты крещенских купальщиков.

Без меня меня крестили

Что общего у Николая Валуева и «Бурановских бабушек».

Православный хунвейбин

Openspace встретился с Дмитрием Энтео и попытался выяснить, откуда берутся православные активисты и что творится у них в голове.

Ярлык на святость

«Орда» Андрея Прошкина — фильм о том, почему у нас такое государство и что нам с этим делать.

Мэр-невидимка

С момента назначения губернатором Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко прошел ровно год – вполне достаточно, чтобы понять, чем он отличается от Валентины Матвиенко.

Как с рясы вода

Почему, несмотря на все скандалы вокруг РПЦ, ее репутация в глазах большинства простых россиян остается незапятнанной?

назад