назад

Юрий Жалин

Margo Miller /Landov/PHOTAS/ИТАР-ТАСС

21 сентября в Пакистане отмечают День любви к пророку Мухаммеду. В связи с последними творческими экспериментами с образом пророка на Западе празднования могут принять особый размах. Настолько особый, что Вашингтон предусмотрительно приостановил работу всех своих диппредставительств на территории Пакистана (посольство в Исламабаде, консульства в Пешаваре и Карачи), а пакистанские спецслужбы отключили по всей стране мобильную связь.

Openspace решил не упускать из виду это событие и рассказать читателям, каким образом можно рисовать пророка, чтобы не оскорбить ничьи чувства.

Для начала нужно отметить, что как такового четко определенного запрета на изображение пророка Мухаммеда, равно как и других живых существ, в Коране нет. Есть аят (стих) в суре аль-Хаджж, который предостерегает людей от создания иных божеств и поклонения им:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ ضُرِبَ مَثَلٌ فَاسْتَمِعُوا لَهُ إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ لَن يَخْلُقُوا ذُبَابًا وَلَوِ اجْتَمَعُوا لَهُ وَإِن يَسْلُبْهُمُ الذُّبَابُ شَيْئًا لَّا يَسْتَنقِذُوهُ مِنْهُ ضَعُفَ الطَّالِبُ وَالْمَطْلُوبُ

О люди! Приводится притча — прислушайтесь же к ней! Поистине, те, кого вы призываете помимо Аллаха, никогда не создадут и мухи, хотя бы собрались вместе для этого. А если у них похитит что-нибудь муха, они не могут отнять от нее. Слаб и просящий и просимый! 
Коран (22:73), перевод И. Ю. Крачковского

На этот аят, а также на некоторые хадисы (изречения самого пророка) принято ссылаться, объясняя традиционный отказ от изображения пророка, да и вообще живых существ. Тем не менее в персидской и османской культурах на протяжении нескольких веков существовала традиция изображения Мухаммеда на миниатюрах и фресках. Сразу несколько таких изображений пророка встречаются в персидских исторических рукописях начала XIV века «Джами ат-таварих». По мнению некоторых ученых, запрет как таковой сформировался только в XVI-XVII веках. По словам ректора Российского исламского университета Рафика Мухаметшина, подобные отступления от канонов характерны только для периферии исламской цивилизации:

 

«Здесь встречался определенный компромисс с этими положениями. Это не характерно для арабских стран. Изображения живых существ иногда допускалось на предметах бытового назначения, например на ковре, на вазе. Современными богословами в Саудовской Аравии признается нежелательным наличие в помещениях картин и даже фотографий, поскольку, по их мнению, они отвлекают на мирское. Что касается изображений Мухаммеда, художники всегда сознательно изображали его, не соблюдая пропорций тела, чтобы отдалить образ от реального»

То есть рисовать пророка можно, но только вот так:

      

История с американским фильмом «Невинность мусульман», как и карикатурные скандалы, не столько связаны с изображением пророка и нарушением запрета, сколько с попытками его унижения. По словам исламоведа Гейдара Джемаля, неприкосновенным в исламе считается не только имя Мухаммеда:

 

«В шариате эта тема прописана очень четко — оскорбление бога, оскорбление его пророков, не только пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах, но и всех пророков авраамизма, то есть это Моисей, Иисус, Исаак, Соломон, Давид и все другие пророки. Они также являются пророками ислама. Оскорбление священных писаний, а это Коран, Евангелие, Псалмы Давидовы и Тора, являются формой кощунства, а это смертный грех. Был такой фильм Пазолини “Страсти Христовы”, где Иисус якобы имел в качестве гражданской жены Магдалину, там у них семья, дети и прочее... Он был запрещен к показу в исламских странах. И в то время, я помню, РПЦ очень ставило в пример исламские страны Западу, России»

Стоит уточнить, что режиссер Пьер Паоло Пазолини является автором только одного кинематографического жизнеописания Христа — это фильм 1964 года «Евангелие от Матфея». В этом фильме нет ни еретических оттенков, ни апокрифических следов. Более того, на Венецианском фестивале того же года «Евангелие от Матфея» был отмечен призом экуменистического жюри от имени Ватикана.

«Страсти Христовы» — фильм Мэла Гибсона 2004 года — также не повествует о гражданской жене мессии. В вину Гибсону ставились лишь излишняя натуралистичность сцен и антисемитский посыл. Единственной страной исламского мира, запретившей демонстрацию фильма, стала Малайзия, да и то с поправкой на разрешение показа для местных христиан.

В 1988 году в прокат вышло «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе. Именно в этом фильме Христос женится на Марии Магдалине, заводит детей, а спустя еще некоторое время улыбается на кресте. И РПЦ действительно в 1997 году протестовала против показа этого фильма в эфире НТВ, а протодиакон Андрей Кураев назвал фильм кощунством. Только вот ни в одной мусульманской стране фильм не был запрещен (он под запретом только на Филиппинах, в Чили и Сингапуре).

Но дело не только и не столько в том, какие запреты вводили власти разных стран, сколько в реакции обычных мусульман. Если бы отношение ко всем пророкам авраамизма было одинаково почтительным, и оскорбление Иисуса, например, было бы равносильно оскорблению Мухаммеда, то исламский мир то и дело захлестывала бы волна возмущения и массовых протестов в связи с очередным надругательством над образом Христа. Между тем 1988 год, например, не был отмечен взрывом негодования мусульман в связи с выходом в прокат «Последнего искушения Христа». Ни в 2003-м, ни в 2006 году (во время проведения в Москве художественных выставок «Запретное искусство» и «Осторожно, религия!») в мусульманских странах не было сожжено ни одного российского посольства, да и вообще ни один гражданин России не пострадал за оскорбление пророка Исы. Ни один портрет певицы Мадонны не был публично сожжен на улицах Каира или Карачи в связи с ее регулярным появлением на кресте во время концертного тура в том же 2006 году. Так что бытовой взгляд на проблему глумления над пророками несколько отличается от богословского.

 

Материалы по теме

Тотальная декощунизация

Опрос Openspace: что оскорбляет ваши религиозные чувства?

Момент истовый

Как выглядит экстатическая сторона в религиях мира.

Ждите запрета

Где еще недозакрутили депутаты.

Мораль и тараканы

Психологические эксперименты показали, что источником моральных чувств является эмоция отвращения, которую люди испытывают по отношению к испорченной пище, тараканам и экскрементам. Но следует ли из этого, что любой поступок, от которого нас тошнит, аморален?

Заплатил налог – и веруй спокойно!

Как узнать, сколько человек в России действительно верят в Бога.

«Говорить тут только о политике я не могу. Это не работа юриста»

Openspace взял первое большое интервью у Ирины Хруновой, нового адвоката освобожденной участницы Pussy Riot. Она рассказала, как за неделю добилась того, чего три адвоката не смогли добиться за полгода.

Враг пророка

Салман Рушди выпустил мемуары, в которых рассказал, каково это — быть персональным врагом всех мусульман мира.

Доклад об итогах тотальной декощунизации

Все, кто мог, уже оскорбились.

Чувства взяли верх

Сегодня в Госдуму внесли законопроект, вводящий уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих и надругательство над святынями. Вероятно, в УК РФ появится новая статья – 243.1. Таким образом,...

Ярлык на служение

Борьба с исламским радикализмом перевернула вертикаль власти.

«Он называл это ваххабитским холдингом»

Openspace поговорил с бывшим научным руководителем убитого имама Валиуллы Якупова Рафиком Мухаметшиным. Ректор Российского исламского университета не согласен со следствием, рассматривающим финансовые дела Духовного управления мусульман Татарстана как основную версию казанских событий.

назад