назад

«Коммерсантъ», Ольга Алленова, Ольга Алленова, специально для Openspace

 

Я не хотела ничего писать до приговора. Но не получается. Дело Pussy Riot заполонило все социальные сети и все СМИ, которые я читаю. И стало уже не только делом против Pussy Riot, но и делом против православной церкви. Каждый день я читаю: «задушить гадину клерикализма», «православное отродье», «средневековые люди» – и это все я принимаю и на свой счет тоже.

Я давно хожу в храм и считаю себя православным человеком. Мне кажется, что меня трудно заподозрить в неуважении к верующим других конфессий или к атеистам. Я много лет работаю на Кавказе, где нарушаются права мусульман, и я пишу об этом. И я очень хорошо знаю, что, если у верующего возникает ощущение загнанности, затравленности, он уходит в подполье –духовное, социальное, в худшем случае – вооруженное. Обида за свою веру – самая страшная из обид. Не просто так люди столько веков воюют из-за религий.

Так вот, лично для меня поступок Pussy Riot в кафедральном соборе – никакой не подвиг. А люди, которые заявляют, что «девушки совершили смелый и достойный поступок» и что этот храм – «не храм, а торговый центр», – меня, да, оскорбляют. Потому что лично для меня храм Христа Спасителя, как и любой храм в России, это дом Божий. Святыни, которые в этом храме хранятся, для меня не просто «кусок ткани» или «чьи-то кости» – это свидетельство страданий Христовых и духовного подвига святых. Миллионы людей ездят по миру, чтобы прикоснуться к таким святыням.

Я знаю, что рискую навлечь на себя гнев всей «прогрессивной общественности», но считать, что этот поступок должен был остаться совсем безнаказанным, я не могу. Вопрос в соразмерности этого наказания. Я уже писала весной, что считаю этот поступок правонарушением, и по российским законам за это административное правонарушение участницы Pussy Riot должны были получить арест в 15 суток или, как минимум, такой штраф, чтобы в следующий раз не возникло мысли танцевать на амвоне.

Попытка силой заставить всех жить по одинаковым жестким правилам – это уже не христианство, это диктатура

Вот, к примеру, настоятель Кельнского собора недавно дал интервью, в котором рассказал, что в костеле молодые художники иногда устраивают акции вроде фотосессий в непотребном виде. Но после того как фигурантов одной такой фотосессии сняли с алтаря голыми, судили, дали условный срок и штраф в 1,5 тыс. евро, никто больше не обнажается в храме. Не хочется, видимо, за любовь к искусству платить судимостью и месячной зарплатой. Эта мера наказания укладывается в правовые рамки, установленные в этой стране. И я бы хотела, чтобы и в России наказание за такие поступки соответствовало существующему законодательству, которое в этом случае от немецкого не сильно отличается.

Я живу в светской стране, меня это устраивает, и я совсем не хочу жить в клерикальном государстве, потому что в таком государстве права каких-то конфессий обязательно будут ущемлены. И для самого православия, я считаю, существование в таком государстве тоже было бы опасным – люди должны приходить в храм по своей внутренней потребности, а не потому, что так модно или выгодно. Свобода выбора личности – главный принцип христианства. Попытка силой заставить всех жить по одинаковым жестким правилам – это уже не христианство, это диктатура. В царской России чиновники раз в год должны были приносить на службу справку о том, что были на исповеди, – как видим, это царскую Россию не спасло. Потому что формализация исповеди снижает ее значение в жизни человека, превращает ее в навязанное действие, которое надо совершить, чтобы не потерять работу, и в итоге отдаляет человека от церкви.

Я не могу и не хочу заставлять девушек из Pussy Riot жить по каким-то правилам – я всего лишь считаю, что их свобода заканчивается там, где начинаются права других людей. Но пять месяцев досудебного заключения под стражей, а потом возможные три года тюрьмы за глупый, для кого-то оскорбительный, но не связанный с насилием над личностью поступок – такая же дикость, как фотосессия в алтаре.

И вот тут возникает вопрос о роли церкви во всей этой истории. Точнее, о том, как и почему она позволяет использовать себя. А в том, что церковь позволяет себя использовать, у меня нет сомнений.

Хотя бы потому, что она молча смотрит на то, как госмашина включает все свои ресурсы, чтобы закатать в асфальт певиц из Pussy Riot. Я не верю в то, что власть защищает чувства верующих, я не думаю, что она вообще способна реагировать на эти чувства.

В 2005 году в Нальчике омоновцы врывались в мечеть в грязных ботинках. И когда я потом разговаривала с местными жителями, они все время про это вспоминали. Рассказывали про пытки, похищения, но и про эти грязные ботинки – тоже. Иногда казалось, что ботинки ранили их больше, чем прямое насилие. Потому что в мечеть не ходят в обуви, это тоже дом Бога. Не принято, нельзя. Это не записано ни в каких законах, но все верующие это знают. И вход в мечеть в обуви оскорбляет чувства верующих. Но я не видела ни одного омоновца, который был бы осужден за оскорбление этих чувств.

Мне кажется, власть сознательно затеяла этот процесс не для защиты моих или чьих-то еще чувств, а для того, чтобы расколоть общество. Есть огромное количество православных людей, не желающих Pussy Riot жестокого наказания. Но когда защитники Pussy Riot, возможно, искренне сочувствуя девушкам, начинают попутно оскорблять православие в целом, это естественное милосердие оказывается под угрозой. Когда человеку говорят, что от его церкви надо избавиться как от пережитка средневековья, или смеются над тем, что в его церкви «главная святыня – это гвоздь», – он уже не может пойти защищать певиц из Pussy Riot, потому что это значит пойти туда, где издеваются над тем, во что и как ты веришь.

Нас сталкивают лбами, нас пытаются заставить поверить, что одни из нас – бесы, а другие мракобесы.

И вот на фоне этого раскола президент едет на Валаам, в святую обитель, в место, где сутки напролет монахи молятся о России. Очень тонкий расчет – показать «своему народу», кто ему «настоящий» друг, брат, отец. И если верить социологам, утверждающим, что большинство россиян осуждает выходку в храме, это же большинство приманку нацлидера проглотит. Значит, своей цели он достиг.

Многие верующие стали стесняться того, что ходят в храм, и стараются это в «приличном обществе» не афишировать

По сути, Путин убивает сразу много зайцев: отождествляет себя с православной церковью, заигрывает с русскими националистами, считающими певиц Pussy Riot исчадием ада, и доказывает им, что только эта власть, а никакая не Болотная площадь (символом которой теперь и стали Pussy Riot) способна их интересы защитить; демонстрирует либеральной части общества (той самой Болотной площади), что власть на нее плевала – вместе с ее Стингами и Мадоннами (вон как «толерантно» отозвался о знаменитой поп-звезде вице-премьер России); ну и заодно показывает церкви на ее место при власти, а то слишком большую роль она стала играть в жизни людей.

В фейсбуке недавно увидела фотожабу: Путин играет на рояле, а ему на амвоне подтанцовывают Pussy Riot. Мысль понятна: от этой истории с Pussy Riot выиграет власть, ей теперь легче нами манипулировать. Выигрывает внутри страны, что для нее сейчас, после массовых протестов, очень важно. А мнение Запада ее мало волнует, пока есть нефть и газ.

А вот церковь проиграет. Она уже проигрывает. Многие верующие стали стесняться того, что ходят в храм, и стараются это в «приличном обществе» не афишировать. Часы патриарха перевесили всю благотворительность, которую церковь вела последние годы, всех спасенных от холода и голода бомжей, беспризорников, перевесили помощь умирающим в хосписах, брошенным детям, о которых в больницах заботятся волонтеры из православных организаций. Попытка монаха поцеловать руку президенту России, так вовремя посетившего Валаам, перевесила подвиг крымских священников, которые в страшную ночь наводнения спасали людей. А выходки хоругвеносцев, «изгоняющих бесов» из Мадонны, тоже разрушают церковь.

Много лет назад церковь, сросшаяся с государством, понесла большой урон от сделанного: сначала Синод по указке Победоносцева отлучил Толстого от церкви, а потом запретил отпевать «отступника» на станции в Астапово. Это решение нанесло огромный ущерб православию в России, вызвало мощнейший духовный кризис в стране, журналисты, интеллигенция, простые крестьяне открыто выступали против такой жестокости по отношению к человеку, который прославил Россию на весь мир и который был глубоко духовным человеком. А через несколько лет случилась революция, и вчерашние православные жгли храмы и распинали священников. Между этими событиями нет прямой связи, но история с Толстым была мощным ударом, от которого церковь зашаталась.

Сейчас церковь снова несет ущерб по той же причине – ее обвиняют в чрезмерной близости к государству. Молчание иерархов, которое выглядит как молчаливое одобрение того, что происходит в Хамовническом суде, разрушает православие в России, отталкивает от него думающих людей. К чему это может привести снова, я не хочу даже думать. Мне кажется, у Русской православной церкви остался, может быть, последний шанс показать, что она не поддерживает устроенное властью судилище. Потому что, защитив Pussy Riot от несоразмерного содеянному наказания, церковь защитит православие. 

Материалы по теме

Командовать попами буду я

О новом поприще Владислава Суркова.

Момент истовый

Как выглядит экстатическая сторона в религиях мира.

Ждите запрета

Где еще недозакрутили депутаты.

Мораль и тараканы

Психологические эксперименты показали, что источником моральных чувств является эмоция отвращения, которую люди испытывают по отношению к испорченной пище, тараканам и экскрементам. Но следует ли из этого, что любой поступок, от которого нас тошнит, аморален?

Заплатил налог – и веруй спокойно!

Как узнать, сколько человек в России действительно верят в Бога.

«Говорить тут только о политике я не могу. Это не работа юриста»

Openspace взял первое большое интервью у Ирины Хруновой, нового адвоката освобожденной участницы Pussy Riot. Она рассказала, как за неделю добилась того, чего три адвоката не смогли добиться за полгода.

Враг пророка

Салман Рушди выпустил мемуары, в которых рассказал, каково это — быть персональным врагом всех мусульман мира.

Доклад об итогах тотальной декощунизации

Все, кто мог, уже оскорбились.

Чувства взяли верх

Сегодня в Госдуму внесли законопроект, вводящий уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих и надругательство над святынями. Вероятно, в УК РФ появится новая статья – 243.1. Таким образом,...

Тотальная декощунизация

Опрос Openspace: что оскорбляет ваши религиозные чувства?

Осторожно, пророк!

К вопросу о глумлении над святынями.

назад