Филармонический сезон только начался, но главное его событие назвать уже нетрудно — это единственный концерт Люцернского фестивального оркестра под управлением Клаудио Аббадо, величайшего дирижера современности. Билеты на мероприятие недешевы, как и на многие другие московские концерты и спектакли; этой проблеме на Openspace была посвящена статья «Скрипка и немножко дорого». Руководитель филармонии Алексей Шалашов посчитал нужным объяснить, что у дороговизны билетов есть объективные причины.
Записал Илья Овчинников.
Московский концерт Клаудио Аббадо уникален, гастролеры такого уровня для нас все еще малодоступны. По Европе оркестрам передвигаться проще, чем прилететь в Москву. А у нас спонсорам надо тратиться не только на гонорар, но и на дорогу, и на отели. Возможно, должно пройти несколько десятков лет, чтобы наш бизнес на постоянной основе поддерживал не разовые проекты, а повседневную жизнь культурных институтов. Как Эрмитаж или Русский музей, Большой или Мариинский театр, которые такую поддержку уже имеют.
На гастролях симфонического оркестра заработать в принципе невозможно. При самых дорогих билетах выручка может покрыть примерно половину затрат. Если филармония где-то получает положительный экономический результат, то закрывает большое количество проектов с отрицательным результатом, да и это бывает очень редко. Я говорю именно об оркестрах, солисты — другое дело. Если солист известен в Москве и если профессионально подготовить концерт, то на сборе вы можете покрыть затраты. Если же за два-три месяца до предполагаемого выступления с вами свяжется звезда любого уровня, вы концерт в Москве не продадите. Лучше всего может помочь спонсорство, и, когда мы принимали Венский филармонический оркестр в 2007 году, крупные спонсоры были и с их, и с нашей стороны. Но крупные финансовые компании тоже планируют свой бюджет заранее, и это трудная работа: сначала найти возможность того или иного мероприятия, потом заявить о своей готовности и начать искать средства, которые после утверждения могут быть скорректированы.
Пока же, даже если бы эти гастроли поддержал крупный спонсор, мы все равно вынуждены были бы продавать билеты дорого. Иначе они уйдут перекупщикам и будут стоить столько же — только деньги заработает не филармония, а спекулянты! Они прекрасно понимают, какой концерт каким интересом будет пользоваться, причем понимают уже за 2-3 месяца. И при самых первых продажах, даже если выпускать билеты понемногу, они будут непрерывно приходить в кассу, покупая по 2-4 билета. Противостоять этому невозможно, даже если продавать «по два в одни руки» или по паспорту. А если продавать билеты по паспорту, надо по паспорту их и проверять. И зрители вряд ли будут довольны, если у них начнут спрашивать паспорта.
Там, где производится продукт, он всегда дешевле, чем в отдаленных местах. И если концерт Люцернского оркестра в Москве дороже, чем в Люцерне или даже в Вене, это нормально. То же происходит с нашими лучшими оркестрами: в Москве у них от 2 до 4 абонементов в сезоне, билеты нередко можно купить перед началом. Но если оркестр едет с одним концертом в тот или иной региональный город, ажиотаж начнется за 2-3 месяца до концерта, независимо от цены билета. Для гастролеров же такого уровня, как Клаудио Аббадо или Риккардо Мути, у нас предусмотрена открытая репетиция для студентов и преподавателей профессиональных вузов. Утром в день концерта на репетицию бесплатно приглашается 300-400 человек, для которых это особенно важно.
Средство номер один против перепродаж — абонементная система Московской филармонии. Раньше она охватывала в основном так называемые просветительские концерты, а гастроли суперзвезд оставались за ее рамками. А в нынешнем сезоне даже концерт Дмитрия Хворостовского — одного из самых популярных и дорогих исполнителей — включен в филармонический абонемент. Для любителей музыки это уникальная возможность серьезно сэкономить: в абонементе несколько концертов, перепродавать весь не имеет смысла: тот, кому нужен абонемент, сам купит его в кассе. К тому же и с Хворостовским филармония может остаться в минусе: зал Чайковского по сравнению с Дворцом съездов не так велик. Абонемент дорогой, но если хорошее место стоит в нем 5000 рублей, то вне абонемента оно стоило бы минимум втрое дороже.
Делать гипотетический абонемент «Ведущие оркестры мира» время не пришло: обязательства по оплате расходов надо дать за два года. А за два года мы не всегда понимаем, сможем ли найти поддержку. Бывают исключения, среди них и Люцернский оркестр, о концерте которого зашла речь только весной. Это была инициатива Люцернского фестиваля, и, кроме Московской филармонии, ее никто не мог подхватить; договориться за меньшие сроки удалось потому, что гастрольные планы оркестра уже предусматривали концерт в Москве. Мы оплатили перелет и проживание, но крупного спонсора, который закрыл бы все затраты, не было. И мы не могли опустить цену на билеты ниже той, за которую они продавались.
Цена билета напрямую зависит от гонораров и перелетов. Когда приезд коллектива проходит в рамках международных акций, например, Года Франции в России, бòльшую часть расходов покрывают бюджеты. Нам остаются расходы на организацию концерта, на помещение, на растаможку, доставку, транспортировку, на рекламу. Эти расходы несопоставимы с оплатой гонорара, перелета и гостиниц, которые в Москве недешевы, а артисты статусных коллективов селятся только в отелях 4 или 5 звезд. Нетрудно посчитать, во что обходится одна ночь для ста человек.
Люцернский фестивальный оркестр — это деликатес. Так ли необходимо, чтобы деликатесы были доступны всем? На большинство концертов наших ведущих коллективов можно купить билеты начиная от 150 рублей. Цена абонемента, в котором поют Вальтрауд Майер, Василий Герелло и Дмитрий Хворостовский, начинается от 1500 рублей — по 500 рублей за концерт. А абонемент оркестра Московской филармонии из 4 концертов стоит от 600 рублей — по 150 за концерт. С такими солистами, как Алексей Володин, Валерий Соколов, Борис Андрианов, с таким дирижером, как Семен Бычков. Таких абонементов десятки, и я считаю, что доступ всех категорий любителей музыки к нашим концертам обеспечен.
Материалы по теме
Родная дичь
Как в Новгороде материализовались нелепые представления властей о русской истории.
Скрипка и немножко дорого
Достаточно захотеть послушать классическую музыку в Москве, чтобы понять, чем западный капитализм отличается от российского.
«Сейчас в Сирии коррупция — это меньшее зло»
Русские жены сирийцев – о том, как им сейчас живется.
«Это такой маленький сюжет — борьба за свободу»
Что думают недавние ученики Ильи Колмановского о своем учителе, своем директоре и своей школе.
В поисках утраченного смысла
Самые выдающиеся ляпы Медведева в интервью CNN.
Французские советы российскому кино
Вице-президент «Юнифранс» Жоэль Шапрон рассказал о том, как государство должно поддерживать национальный кинематограф, а как не должно.
«Жаль, что Долматов этого не знал»
Корреспондент Openspace пообщался с человеком, который долго пытался получить статус беженца в Голландии.
«Странно, что это случилось со мной трезвым»
Валерий Мальков, пробежавший 7 км по ночной тайге за поездом, из которого выпал, поделился впечатлениями с Openspace.
Дом имени кого надо
Как глава одного домкома использовал имя Путина в мирных целях.
«У нас намного больше симпатий к Сталину, чем в России»
Почему грузины начали восстанавливать памятники вождю народов.
Мария Гайдар: ревности к Собчак я не испытываю
Мария Гайдар, дочь Егора Гайдара — автора российских рыночных реформ, уехавшая год назад в США и не так давно вернувшаяся на родину, рассказала Openspace, собирается ли она снова висеть под мостом.