назад

Олег Кашин

Представим себе: какие-то молодые ученые (даже не британские, а, скажем, мексиканские) вычисляли скорость света, ставили опыт. Получилось пять километров в час. В глубине души чувствуют, что что-то не то, но ведь все запротоколировано, все расчеты подшиты в папочку. Пять — значит, пять, опыт удался, ученые ждут поздравлений.

Примерно так, наверное, можно описать итоги выборов в Координационный совет. Эксперимент точно состоялся, но в глубине души участники понимают, что произошло что-то не то или не совсем то. Я, например, по итогам голосования набрал на тысячу голосов больше, чем Сергей Удальцов. Я, конечно, рад этому, но подозреваю, что соотношение проголосовавших за меня и за Удальцова никак не связано с реальным соотношением моего и его политического веса. Точно так же я не уверен, что националист Бондарик, прошедший в КС, имеет больше сторонников среди националистов, чем не прошедший в КС Александр Белов-Поткин. И совсем сомнительна версия, согласно которой Ксения Собчак и ее команда мечты, оккупировавшая верхние строчки итоговой таблицы (Дмитрий Быков — второй после Навального), — это и есть те люди, которым больше всего доверяют граждане, «разделяющие ценности протестного движения». В декабре прошлого года Ксения Собчак с ее «Я Ксения Собчак, мне есть что терять» была освистана митингующими на проспекте Сахарова. Сегодня она по итогам голосования четвертая по популярности. Так ли это в действительности — а черт его знает, но документальных доказательств того, что это не так, видимо, просто не существует. Скорость света, может быть, и равна 299 792 458 метрам в секунду, но никакими данными по этому поводу мексиканские ученые не располагают.

 

 


Популярный прошлой зимой лозунг «Вы нас даже не представляете» никуда, конечно, не делся, и члены Координационного совета, разумеется, еще не раз услышат его в свой адрес и увидят в виде транспаранта на очередном митинге. Но проблемой это будет только в том случае, если Координационный совет станет относиться к себе именно как к реальному представительству тех людей, которые ходили митинговать. Можно тратить силы и нервы на то, чтобы доказывать Болотной площади, что ее лидеры — это действительно Ксения Собчак и ее друзья, но ни к чему хорошему это не приведет. Отвечать на саркастически задаваемый вопрос «Ты кто?» — это вообще достаточно неблагодарное занятие. В свое время на этом погорела Алена Попова — активистка, на своем сайте называвшая себя лидером российской оппозиции. Кто такая Алена Попова?

На этот вопрос, мне кажется, отвечать в принципе не надо. Если когда-нибудь Координационный совет действительно окажется признанным представителем протестной общественности, это не будет нуждаться в дополнительных доказательствах. Пока же речь может идти только о роли клуба наиболее влиятельных активистов, о чем-то вроде ложи, не претендующей на формальной влияние, но обладающей бесспорным неформальным весом. Организационным, медийным, финансовым, каким угодно. Как говорили в старину, «наша партия борется за звание коммунистической». Далеко не факт, что эта борьба закончится какой-то фиксированной победой, но не факт и то, что такая победа вообще кому-нибудь нужна, в том числе и в самом Координационном совете.

Материалы по теме

Самые дорогие головы мира

Исторически сложилось так, что неугодных политиков либо свергают, либо убивают. Во втором случае перед тем, как на жертву нападает разъяренная толпа, наиболее радикально настроенные граждане назначают вознаграждение...

В мультипликационном аффекте

О мультяшной природе российской политики, нарисованном антиамериканизме и картонности оппозиции.

Кое-что о Барвихе

В современной России невозможно быть правым — не в смысле политической ориентации, а в смысле элементарной моральной правоты; именно поэтому здесь немыслимы духовные ориентиры.

«Луговой – это человек, который находится за гранью добра и зла»

Андрей Луговой попросил Следственный комитет проверить законность проведения выборов в Координационный совет оппозиции. Главным стало обвинение в нарушении закона «О персональных данных». В числе...

Враг номер два

Что думает о составе Координационного совета оппозиции не прошедший в него кандидат блока националистов.

Совет рукопожатных

Попытка самоорганизации российской оппозиции.

2012 год через призму телевизора

Шесть важнейших телеперсон года.

Мария Гайдар: ревности к Собчак я не испытываю

Мария Гайдар, дочь Егора Гайдара — автора российских рыночных реформ, уехавшая год назад в США и не так давно вернувшаяся на родину, рассказала Openspace, собирается ли она снова висеть под мостом.

Тотальная декощунизация

Опрос Openspace: что оскорбляет ваши религиозные чувства?

За что Депардье может подать на Россию в суд?

Геополитические последствия демарша главы «Ив Роше Восток».

Поле битвы после победы

Что будет с Россией, после того как Путина не станет.

назад