Ответ Дмитрию Быкову, считающему, что после ухода Путина оппозиционеры станут комическими персонажами.
олидный господин вернулся с работы и в ужасе развел руками. Младенец орет, посуда не мыта, а по полу разбросана одежда. Внизу подпись: дома у суфражистки.
Американская печать начала прошлого века была полна карикатур на активисток, добивавшихся избирательных прав для женщин. Благо поводов они давали достаточно: то марш с белыми зонтиками проведут по авеню Манхэттена, то сравнят президента Вудро Вильсона с германским кайзером, то еще что-нибудь.
Комично — по меньшей мере в глазах оппонентов и в свое время — выглядели, в общем-то, все протестные движения в США. Те же газеты спустя полвека будут публиковать рисунки, где длинноволосые хиппи-пацифисты пляшут вокруг праздных обезьян (расистский намек более чем прозрачен). Затем наступит черед ЛГБТ, антиглобалистов, экологов и Occupy Wall Street, которые, впрочем, на страницах «своих» изданий будут отвечать оппонентам сторицей.
Те, кто борется за что-то новое и прогрессивное, всегда выглядели и всегда будут выглядеть смешно и странно, потому что они «ненормальны», пока не победили. Ненормальны с точки зрения нормальных людей, которые не станут, конечно, изо дня в день писать жалобы в надзорные организации, стоять в пикете под дождем, собирать подписи под петициями.
Смех над тем, кому «больше всех надо», — естественная защитная реакция. Логика, которой он руководствуется, не ясна, мотивация непонятна, поскольку неосязаема: ну что значит «не могу не»; все могут, а ты не можешь?
И все становится на свои места, если записать такого человека в городские сумасшедшие. Дурачок, что с него взять? Главное, что не буйный.
Когда Дмитрий Быков говорит, что комическими персонажами русской литературы двадцатых годов станут «благотворители, волонтеры, члены Координационного совета, активисты “Оккупай-абая” и попросту прогрессивные блогеры», он на самом деле констатирует тот факт, что над вышеперечисленными посмеиваются уже сейчас. Он ощутил дух времени, прочитав ленту новостей своего фейсбука, и не мог остаться в стороне.Волна протеста по теме собственно фальсификаций на выборах 2011–2012 гг., которая вовлекла обывателей и сделала большие митинги нормальными и даже модными, постепенно спала; оставшиеся активисты с все теми же белыми лентами и «ивентами» стали выглядеть ненормально.
Писатель тут же, ничего от нас не скрывая, называет и будущих положительных героев — это, по его мнению, подпольные гении и серьезные мыслители, занятые вечным. Это имидж, который давно и мучительно пытаются примерить на себя все те, кто сочиняет шутки про белоленточников, хипстеров и «креаклов». На деле это обычно невротические публицисты и маникальные микроблогеры, но в интернете подчас иллюзия бывает больше похожа на правду, чем сама правда. Особенно если она выглядит эффектно и звучит хлестко.Дмитрий Быков не то чтобы записывается в нестройные ряды этих людей, но осторожно, шаг за шагом, идет в их сторону под влиянием коллективной княгини Марьи Алексевны из социальных сетей, делая вид, что первоначально и не ставил на эту лошадь, а скорее попал под нее случайно.
И не то чтобы его кто-то винит — просто обидно. Когда вспоминаешь грязь Чистых прудов и того Дмитрия Быкова на сцене, обидно, что так и не вышло из него Мартина Лютера Кинга. Ни из него, ни из Бориса Акунина, ни из Леонида Парфенова, ни из кого, в общем.
Представьте себе только, как это могло бы быть. В своей вашингтонской квартире далеко за полночь Мартин Лютер Кинг сидит за столом и пишет колонку в The New York Times, допивая остатки кофе. Рядом подшивка газет. «У меня есть мечта», — зачеркнуто. И с новой строки: «Уже теперь ясно, над кем будут смеяться завтра комедийные шоу на ТВ. Волонтеры, пацифисты, хиппи и, в первую очередь, конечно, странные люди, что изо дня в день ходят в кафе и попадают в тюрьмы, а символом их станет эта скандалистка по имени Роза, которой отчего-то не все равно, где сидеть в автобусе».
Материалы по теме
Что происходит в Сирии
Главная война наших дней со всех сторон.
«Недостаточно быть все время в сети, надо идти в офлайн»
Политтехнолог, работающий на Барака Обаму, рассказала Openspace о роли социальных медиа в политике, значении акций Occupy, а также о том, что нужно сделать российской оппозиции.
Тайна навального кабинета
Алексей Навальный – только верхушка айсберга. Openspace выводит из-под воды главных игроков его команды.
Террорист Аль-Кабалов
О милых странностях российского терроризма.
Поле битвы после победы
Что будет с Россией, после того как Путина не станет.
Ужель та самая
Ответ Дмитрию Быкову про «Анну Каренину» – и не только ему, и не только про нее.
В жанре кала
О британском фильме «Анна Каренина», показывающем, до какой степени Россия и русские всем надоели.
Политика, дизайн и оттенки серого
Главные тренды в литературе и книжном бизнесе 2012 года.
Кое-что о Барвихе
В современной России невозможно быть правым — не в смысле политической ориентации, а в смысле элементарной моральной правоты; именно поэтому здесь немыслимы духовные ориентиры.
Политические спектакли
Openspace отобрал пять остроактуальных спектаклей, идущих в этом сезоне в театрах Москвы.
Пик БНС
О братьях Стругацких и пафосе бессмысленных усилий.