назад

«Коммерсантъ», Ольга Алленова, специально для Openspace

 

Еще совсем недавно чуть ли не все интернет-сообщество посмеивалось над Светой из Иваново, цитируя ее перлы (самый знаменитый: «мы стали более лучше одеваться» — знают, наверное, все) и снисходительно замечая: «Вот он каков, электорат Путина и “Единой России”».

И я тоже, если честно, посмеивалась. И так же, собираясь посмеяться, открыла чью-то ссылку в фейсбуке и стала смотреть первый выпуск программы на канале НТВ про Свету и со Светой в главной роли. И знаете, к концу этой программы я почувствовала себя полным ничтожеством.

Нет, я прекрасно понимаю, что то, что я увидела в эфире, далеко от реальности, и что бедную Свету мучили, наверное, не один месяц, чтобы записать этот часовой сюжет. Телевидение — великая иллюзия, я все это знаю. Но между девушкой из ролика про «более лучше» и Светой из проекта НТВ огромная разница. Это две разные девушки. Первая — косноязычная, глуповатая, зомбированная барышня, вторая — раскрепощенная, открытая, но в то же время ранимая и непосредственная девочка.

Первые полчаса я убеждала себя в том, что вот эта вторая девочка — не настоящая, а «вылепленная» киношниками провинциальная и симпатичная Галатея. А настоящая была в ролике про «более лучше».

А потом, когда эта ненастоящая девочка задавала дурацкие вопросы «настоящим» звездам, и раскрашенные звезды, не скрывая усмешек, снисходительно отвечали этой «дикой провинциалке», все как-то поменялось. Теперь уже Света из Иванова была настоящей, а они — нет. Наверное, неслучайно авторы проекта придумали для Светы роль журналиста в мире шоу-бизнеса — на фоне искусственных выражений лиц звезд провинциальная искренность кажется особенно привлекательной.

Понятно, что со Светой изрядно поработали имиджмейкеры и логопед. Ее сильный региональный акцент, проявившийся в первую минуту передачи, потом практически исчезает — ну или становится не столь заметным. Светины искренние слезы (попробуйте-ка доказать, что это не так) заставляют зрителя ей сочувствовать и сопереживать.

Я смотрела этот сюжет с друзьями, и одного из них страшно задела ироничная реакция профессора-синоптика на Свету и его совет ожидать «пенделя», который Света получит от работодателей в ближайшем будущем.

— Да он вообще кто такой? — злился мой приятель. — Может, это ему пенделя дадут?

Чтобы было понятно – этот парень вообще-то оппозиционер. Просто отношение к провинциальной девушке, которое демонстрировали рафинированные москвичи, его задело.

И я думаю, в этом и была идея сюжета. Света из Иваново — это как бы Россия. А саркастичный профессор-синоптик и гламурная Анфиса Чехова — это как бы Москва.

И вот простая, как пять копеек, Света из «города ткачих», как высокомерно называют Иваново в сюжете москвичи, покоряет «зажравшуюся» Москву. И можете сколько угодно смеяться над провинцией, над необразованностью и смешной речью — Россия уже над Светой не смеется. Она на ее стороне. Света из Иваново победила, потому что не злорадствовала, ни с кем не сводила счеты, а смеялась, плакала и задавала дурацкие, но честные вопросы.

И можете считать меня жертвой кремлевской пропаганды, но мне эта девушка скорее понравилась, чем нет. Несмотря ни на что. Да, она вульгарна и самоуверена. Но ей 19 лет, она выросла в глубинке, наверное, в не самой интеллигентной семье и, наверное, в не самой обеспеченной, и требовать от нее идеальной русской речи и манер благородных девиц было бы странно. Не надо ехать в Иваново, чтобы понять, в какой культурной среде выросли нынешние 19-летние, аудитория «Дома-2». Я их и в Москве вижу на каждом шагу, так что Света культурного шока у меня не должна была вызвать. Но ведь в свое время она этот шок вызвала. Почему? Снобизм по отношению к этой барышне я подхватила, как инфекцию, распространявшуюся в соцсетях. И мне кажется, что это презрение к другой части страны, не такой, как мы, не так думающей, не так говорящей и не так голосующей, – большая ошибка. И этой ошибкой воспользовались те, против кого мы выходили на митинги.

Кремлевские политтехнологи, давно и упорно работающие над отделением протестующих Москвы и Питера от остальной России, вытащили Свету из Иваново, «докрутили» ее и положили в свою копилку. Они победили, потому что вот эту новую, простую и живую, Свету телезрители полюбят. Ее, а не нас.

Я не знаю, каково соотношение в этой новой Свете напускного пиара и подлинной ее личности. И это неважно. Важно, что, высмеивая эту девушку, мы не допускали мысли, что она настоящая, живая, со всеми своими ошибками в речи и детским мышлением, умеющая смеяться и плакать. Она для нас была компьютерным клоном, символом «нашисток», врагом, а оказалась просто человеком.

Мы проиграли, когда сделали из Светы посмешище.

Материалы по теме

Счастье — это когда тебя отдыхают. Часть 2

Фотограф Никита Шохов снимал отдыхающих соотечественников в московских клубах.

Рейтинг капризности российских городов

Как влияет городской комфорт на счастье горожан и почему мэру Собянину необязательно делать Москву более удобной для жизни.

Зомбиубежища

Где бы вы могли встретить конец света.

Две концепции города-пылесоса

Чем безбожно зажравшаяся по народному представлению Москва похожа на Сингапур и чем она от него отличается.

Молодые и красные

Как проводят выходные пионеры и Санта-Клаусы.

Палата номер смех

Американский врач Пэтч Адамс уже более 25 лет приезжает в Россию с командой клоунов-волонтеров со всего мира. В ярких и смешных костюмах они посещают интернаты, детские дома, больницы и дома престарелых Москвы и Санкт-Петербурга.

«До начала этого эксперимента я ездила на работу на троллейбусе»

Эксперимент с платными парковками в центре Москвы, начавшийся 1 ноября, пока привел только к недовольству жителей.

«Учителя – вообще народ трусливый»

О том, как 50 московских школ превратились из опоры режима в театр военных действий.

Стой и крой!

Отсутствие движения располагает к общению. Стоя в пробках, московские водители сидят в Яндекс.Картах. И ведут в них активную переписку благодаря функции «Разговорчики». Openspace выбрал семь слов: Бог, Лужков, Мать, Медведев, Путин, Собянин и Черт — и проследил их упоминаемость в дорожных беседах в разных районах Москвы

Вокруг Светы

Размышления о «быдле» и «креативном классе».

«Сейчас в Сирии коррупция — это меньшее зло»

Русские жены сирийцев – о том, как им сейчас живется.

назад