Можно поговорить и о том, что портянки привез в Россию еще Петр Первый из Голландии (хотя ведь были же онучи), и о том, что шинели наши солдаты носят почти такие же, как спасители Отечества 1812 года, но…
Я могу понять, что военных нужно нарядить так, чтобы они были хотя бы похожи на зарубежных военных из состоятельных капиталистических стран. Я могу понять, почему HugoBoss разрабатывал модели для нацистов. Но замерзли эти модели в российских снегах. И не красиво совсем. Мне неинтересно понимать, почему наше родное Минобороны утверждает, что модели новой формы для армии заказывало Юдашкину и потратило миллионы денег, а Юдашкин это отрицает. С этим все понятно.
…Году в 1983-м до нас, горной пехоты КСАВО (Краснознаменный Среднеазиатский военный округ), докатилась волна переобувания — решили поменять сапоги на ботинки. Их сейчас называют берцами почему-то. Ботинок на склады завезли много. Они были исполнены из той же кирзы, что и сапоги. Уже тогда мне закралась в голову мысль, что это была партия обуви, от которой отказались генералы ВДВ. Десантников первых в ботинки обули, а потом, когда эта обувка начала сваливаться в парашютном полете на головы потенциального противника, десантные начальники потребовали усовершенствовать обувь. А то, что уже было наштамповано оборонной промышленностью, бросили горной пехоте, в частности вести боевые действия в пустынной и горно-пустынной местности.
К ботинкам прилагались летние тонкие черные носки. Тонкие — чтобы ноги не прели в сорокоградусную жару при беготне.
Так вот, при беготне, даже при ходьбе от кирзы эти носки улетали мгновенно, превращаясь в сплошные дыры. И кожа ноги оставалась один на один с кирзой. И кирза побеждала сразу же, стирая ноги до костей. И тут я скажу, что в пустыне любая царапина, вовремя не обработанная и не перевязанная чистым бинтом или что там под рукой, превращается в растущий гнойник, который разъедает кожу, мясо, а потом и кости очень быстро. В течение недели. Неправильно намотанная портянка поступает с ногами солдата так же, но научить молодого бойца быстро и правильно наматывать портянки —дело двух-трех часов максимум.
И еще я скажу, что портянки новые бойцам положено выдавать со склада раз в неделю, ну хотя бы уже поношенные и постиранные.
И носки тоже.
А носки, повторюсь, уходят сразу.
За ними и ноги.
Слушайте, я видел ребят, ноги которых до самого паха покрывались язвами от такого переобувания.
Именно поэтому на «гражданке», когда мне довелось стать заместителем главного редактора журнала «Армия», первым делом поставил текст о том, как правильно наматывать портянки молодым бойцам. Мало того, зимой в ботинках вся пехота ноги себе поотмораживает. Несмотря на обещание шерстяных носков, которых отечественная промышленность просто не вяжет. Да и домашней вязки носки тоже не выдержат кирзового натиска.
Выдам военную тайну: во время боевых действий в пустынной и горно-пустынной местности везунчики переобувались летом в кроссовки зарубежного производства. Но такой обуви, перефразируя одного политика, «у них с ними для нас нет». Ну теперь и армии не будет.
Останутся те, у кого обувь поудобнее.
Олег Утицин,
гвардии старый сержант горной пехоты
Князь Григорий Потемкин-Таврический:
«Онучи или портянки пред чулками имеют ту выгоду, что в случае, когда ноги намокнут или вспотеют, можно при первом удобном времени тотчас их скинуть, вытереть портянкою ноги и, обвертев их опять сухим уже оной концом, в скорости обуться и предохранить их тем от сырости и ознобу»
1782 год, из записки «Об одежде и вооружении войск», поданной на имя Екатерины II