назад

Олег Кашин

Эмпатия зла

В этом сезоне модно «входить в положение».

Насторожиться можно было бы еще весной, когда была история с тем роликом. Некая актриса, много лет работающая у Владимира Путина неформальным министром по делам благотворительности, снялась в агитационном видео про него, и это многих огорчило, потому что актрису эту у нас принято любить, и вот как совместить эти два обстоятельства — она хорошая, но при этом агитирует за Путина? Было сложно, но почти все справились, недостающее звено образовалось практически из воздуха. Фактической базы ни у кого не было, но все (говоря «все», я имею в виду активных пользователей социальных сетей и читаемых авторов публицистики, то есть буквально — лидеров общественного мнения) сошлись на том, что ролик стал результатом то ли шантажа, то ли угроз, то ли еще какого-то жесточайшего давления, а раз так, то к актрисе не то что претензий нет, а более того — она нуждается в сочувствии.

Посочувствовали, проехали, прошло сколько-то месяцев, сочувствовать стало модно. Кто без греха, пусть первым бросит камень, а лучше не бросать камень, а войти в положение. Войти в положение «мальчишек из ОМОНа», за сбитую зубную эмаль которых, то ли настоящую, то ли выдуманную, полтора десятка случайных людей маринуются в тюрьме. Войти в положение оперной певицы Максаковой, которая проявила невероятное гражданское мужество и воздержалась при голосовании по «анти-Магнитскому» закону в трех чтениях. Войти в положение депутата Шлегеля, который голосовал за, но колебался. Войти в положение подполковника ФСИН сенатора Журовой, которая тоже голосовала за и активно отстаивала свою позицию («зато дети будут говорить “мама", а не “mother”»), зато она человек хороший. Войти в положение дочек депутата Железняка, швейцарская учеба которых, конечно, не очень хорошо рифмуется с жесткой патриотической позицией отца, но они же дети, они не виноваты. Войти в положение — в этом сезоне такое носят.

 

Общественное мнение из раза в раз входит в положение очередного сенатора с адской прической

 


Расчеловечивание оппонента — считается, что это запрещенный прием, такая эренбурговщина. Товарищ Эренбург упрощает, и все они, конечно, люди. Вот эти женщины с адскими прическами, вот этот уполномоченный по правам ребенка, вот этот Всеволод Чаплин и даже сам Путин. Давайте относиться к ним как к людям — вдруг в ответ на это и они станут чуть меньшими людоедами, чем сейчас. Это, конечно, не более чем гипотеза, но она настолько популярна, что стала уже чем-то большим, чем гипотеза. Во многом именно на ней держится устойчивость сегодняшней власти. Выборов нет, обратной связи нет, и, в принципе, единственным ощутимым способом давления на Кремль по какому угодно поводу могло бы быть общественное мнение. Но общественное мнение из раза в раз входит в положение очередного сенатора с адской прической.

Эмпатия, то есть осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, — говорят, за советские годы российское общество растеряло это важное общечеловеческое качество, но события 2012 года свидетельствуют об обратном. Эмпатия у нас распространена достаточно широко, а что ее объектами чаще становятся люди из власти, персонально ответственные за всевозможные гадости, которых в этом году было на порядок больше, чем в любом другом году, — ну так что же, эмпатия зла, и козлы этим, к сожалению, пользуются.

 

 

 

Материалы по теме

Случай в Сталинграде

Чем грозит выкапывание имени Сталина.

Все идет по плану

Принтер совсем не бешеный, а Москва обязательно станет глобальной гей-столицей.

Смерть не на первой полосе

Тем, кто будет ностальгировать по путинским временам.

Сезон разочарований

Как разлюбить оппозицию и не полюбить власть.

Товарищ Кашин упрощает

О том, почему не надо настаивать на лозунге «кто не с нами — тот против

Снова в круге первом

Подписать петицию в Вашингтон и стать героем Солженицына.

Смерть журналиста

Пресс-конференция Владимира Путина показала, что в России не работают классические журналистские стандарты.

Саечка за испуг

Как два главных редактора — Владимир Сунгоркин и Маргарита Симоньян — стали жертвами собственной пропаганды.

Алексей Навальный: это полнейшая фигня

Следственный комитет сообщил о новом уголовном деле против «братьев Навальных». Алексей Навальный заявил корреспонденту Openspace Олегу Кашину, что глава СК получил отмашку от Путина.

Как закрыть Facebook?

Роскомнадзор собирается перекрыть доступ ко всему «неправомерному контенту». А медиаэксперты рассказали, насколько можно ограничить свободу слова в интернете.

«Это случай показать, что мы можем не только на митинги ходить»

Facebook, Twitter, митинги и море как источники образования гражданского общества.

назад