«Три молодые женщины могут получить по семь лет русской тюрьмы за сатирический перформанс в московском храме. Но кого судят на самом деле: трех молодых художников или общество, в котором они живут?» — эти две строчки аннотации на сайте фестиваля «Сандэнс» — пока единственное, что известно о содержании фильма «Pussy Riot. Панк-молебен».
Британский фильм о Pussy Riot включен в основную программу фестиваля документального кино «Сандэнс».
Я просил режиссеров Максима Поздоровкина и Майка Лернера показать хотя бы трейлер, но ничего показывать они не хотят, и, судя по всему, дело просто в том, что никакого фильма до сих пор нет. Максим говорит, что отборочная комиссия фестиваля «смотрела очень сырой, незаконченный вариант фильма», и показывать его кому-то еще «не то что стыдно, просто надо закончить фильм к фестивалю». Майк уточняет: «Добрые люди из “Сандэнс” раньше других увидели потенциал фильма».
В самом деле, первый полноценный документальный фильм о главном скандале года привлечет внимание в любом случае, и было бы странно, если бы его не взяли на фестиваль (который откроется через два месяца) только потому, что картина еще не готова.
Рассказывать в декабре 2012 года об очередном скандале вокруг Pussy Riot — уже дурной тон. На фоне всего остального, что происходило вокруг группы после приговора, история с фильмом вообще не кажется скандальной: адвокаты от имени группы заключили с английской компанией Roast Beef Productuons договор на создание фильма, получили 25 тысяч фунтов, потом все между собой перессорились, и сейчас договор расторгается, то есть об этом адвокаты заявили российским СМИ, а создатели фильма явно растеряны. «Мы думали, что адвокаты представляют девушек», — говорит Поздоровкин. Я спросил его о деньгах: он ответил, что «не надеется, что деньги вернут», и что «Майк лучше ответит». Майк действительно ответил лучше — в том смысле, что отказался от комментариев, потому что «было бы непрофессионально разглашать любые конфиденциальные детали договора».
Бывшие адвокаты Pussy Riot Марк Фейгин, Николай Полозов и Виолетта Волкова как раз в этот понедельник на специальной пресс-конференции объявили, что никогда больше не будут комментировать ничего, что связано с группой, и, когда я их спрашивал о фильме, ссылались на те свои слова: мол, обещали, что не будем говорить, — значит, не будем. При этом на условиях анонимности один из них подробно рассказал об адвокатской версии конфликта: англичане хотели, чтобы трое адвокатов «стали частью фильма», и заплатили как раз за то, чтобы снимать именно адвокатов. «Снимали все наши частные разговоры, выдали нам камеры, чтобы мы просыпались утром и снимали сами себя, — как завтракаем, как чистим зубы. Вот это было предметом договора — наша деятельность, — потому что девушки по понятным причинам были недоступны». («С самого начала было понятно, что девушки гораздо интереснее, чем адвокаты», — деликатно отмечает Максим Поздоровкин.) Также разговорчивый адвокат предполагает, что британская сторона рассчитывала на то, что ей удастся получить доступ к видеоматериалам из архива группы, но Таисия Круговых, в распоряжении которой находится большая часть материалов, «хотела сама стать режиссером фильма, англичане с ней не договорились, поэтому архив им не достался». Теперь, когда «все сами по себе», адвокаты обещают разделить деньги (весь гонорар, по словам адвокатов, до сих пор хранится в неприкосновенности на счете компании жены Марка Фейгина «Веб-био») на шесть человек — трех девушек и трех адвокатов, — и пусть каждый сам возвращает свою часть. Таисия Круговых от комментариев по поводу фильма отказалась.
«Я поражаюсь, как обычные русские озабочены законами и судебными вопросами. Вероятно, это наследие советского времени, когда законы нужно было знать очень хорошо, чтобы не попасть в тюрьму»
«Меня удивляет, что наш договор с адвокатами стал предметом обсуждения в новостях, – говорит Майк Лернер. — Я 20 лет снимаю документальное кино, и у меня такое впервые. Это многое говорит о характере русского общества, одержимого законами и судебными процессами. Для меня это стало главным открытием последних месяцев: я не понимал, до какой степени правовая тема доминирует в повседневной жизни людей. Я поражаюсь, как обычные русские озабочены законами и судебными вопросами. Вероятно, это наследие советского времени, когда законы нужно было знать очень хорошо, чтобы не попасть в тюрьму». Такое своеобразное представление титулованного английского режиссера о российском обществе, очевидно, и вызвало необходимость в русском напарнике. Майк Лернер объясняет, что преподающий курс русского авангарда в Гарварде Максим Поздоровкин был ему необходим как человек, «очень умный во всех аспектах русской культуры». «Меня всегда интересовало, как сила искусства преобразует общество, — объясняет Лернер идею фильма. — Я видел, как рос моральный и политический авторитет этих трех женщин, которые сумели поставить перед русским обществом множество вопросов о политике, религии, национальной идентичности, гендерном равенстве, природе свободы и заодно реабилитировать в мировом масштабе слово “pussy”».
Поздоровкин называет фильм произведением искусства и говорит, что видел свою задачу в том, чтобы «интеллектуально развить поднятую девушками тему и глубже проанализировать культурологические нюансы, которые не совсем адекватно преподносились российскими и мировыми СМИ».
По словам обоих режиссеров, они очень гордятся тем, что у студии Roast Beef в основной программе фестиваля будет два фильма — этот и еще фильм «Площадь» о революции в Египте. «Оба фильма — о духе нашего времени, о молодых людях, пытающихся формировать судьбу своих стран, будь то Pussy Riot, движение Occupy или “арабская весна”; появилось поколение, которое изо всех сил борется за справедливость, и это невероятно вдохновляет», — говорит Лернер.
Именно в этом контексте о панк-молебне будут писать в учебниках, даже если впереди еще много скандальных интервью, заявлений и твитов
Нам в России кажется, что после освобождения Екатерины Самуцевич и всех скандалов, которые за ним последовали, история Pussy Riot сама превратилась в неприятный скандал, который свел на нет героическую составляющую этого сюжета. Но скандал существует только в наших социальных сетях и интернет-СМИ, а для создателей фильма и для отборочной комиссии «Сандэнса» Pussy Riot так и стоят между площадью Тахрир и «Оккупаем», и именно в этом контексте о нашем панк-молебне будут писать в учебниках, даже если впереди еще много скандальных интервью, заявлений и твитов. Летом за процессом Pussy Riot с одинаковым интересом следили и Россия, и остальной мир, сейчас произошло разделение: России досталась грязь и споры о деньгах, мировому общественному мнению — героическая составляющая панк-молебна.
Майк Лернер — британский документалист, режиссер и продюсер, снимал фильмы для BBC, Channel Four, Five, ITV, Discovery, HBO, PBS, в 2012 году номинировался на «Оскар» с фильмом «Hell and Back Again» («В ад и обратно») о войне в Афганистане. 4 раза получал награды на «Сандэнс» (приз большого жюри, приз за лучшую режиссуру, приз зрительских симпатий и приз за операторскую работу); приз Московского международного кинофестиваля за фильм «В ад и обратно».
29 ноября Замоскворецкий райсуд Москвы признал четыре видеоролика группы Pussy Riot экстремистскими. Первый — «Богородица, Путина прогони», второй — «Путин зассал», третий — «Освободи брусчатку», четвертый — «Кропоткин-водка». Когда решение вступит в силу (через 10 дней, если оно не будет обжаловано), их распространение в интернете станет административным правонарушением.
Материалы по теме
Как закрыть Facebook?
Роскомнадзор собирается перекрыть доступ ко всему «неправомерному контенту». А медиаэксперты рассказали, насколько можно ограничить свободу слова в интернете.
«Либералы там, где тепло и хорошо»
Историк Илья Будрайтскис в рамках проекта «Педагогическая поэма» прочитал три лекции о политических идеологиях Нового времени: либерализме, консерватизме и социализме. Openspace приводит интервью с автором трилогии и основные тезисы лекций.
Исторический плагиат
О том, где Путин черпает идеи для нацстроительства.
Кино на букву "Э"
Openspace поговорил с Андреем Ивановым, которого Следственное управление по Владимирской области обвиняет в разжигании ненависти к социальной группе нацистов.
Бремя русского человека
«Долгая счастливая жизнь»: очень важный фильм Бориса Хлебникова.
Вечное возвращение Киры Муратовой
Кинопробы, гаммы и этюды в новой комедии Киры Муратовой.
Высшая мера
В России выходит фильм «Любовь» Михаэля Ханеке, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Канне.
Фильм-де-перс
Сегодня в Москве откроется Неделя иранского кино, на которой не покажут самого главного.
Из экстрима в мейнстрим
Случай Ким Ки Дука как повод задуматься об эволюции вкусов.
Бог выжил
Главный фильм 69-го Венецианского кинофестиваля «Мастер» — о том, зачем человеку Бог, а Богу — человек. Не больше и не меньше.
Западные песни славян
Какой фильм надо снять, чтобы тебя оценили и за пределами РФ: две модели.