назад

Олег Кашин

«Русское общество одержимо законами»

«Три молодые женщины могут получить по семь лет русской тюрьмы за сатирический перформанс в московском храме. Но кого судят на самом деле: трех молодых художников или общество, в котором они живут?» — эти две строчки аннотации на сайте фестиваля «Сандэнс» — пока единственное, что известно о содержании фильма «Pussy Riot. Панк-молебен». 

Британский фильм о Pussy Riot включен в основную программу фестиваля документального кино «Сандэнс». 

Я просил режиссеров Максима Поздоровкина и Майка Лернера показать хотя бы трейлер, но ничего показывать они не хотят, и, судя по всему, дело просто в том, что никакого фильма до сих пор нет. Максим говорит, что отборочная комиссия фестиваля «смотрела очень сырой, незаконченный вариант фильма», и показывать его кому-то еще «не то что стыдно, просто надо закончить фильм к фестивалю». Майк уточняет: «Добрые люди из “Сандэнс” раньше других увидели потенциал фильма».

В самом деле, первый полноценный документальный фильм о главном скандале года привлечет внимание в любом случае, и было бы странно, если бы его не взяли на фестиваль (который откроется через два месяца) только потому, что картина еще не готова.

Рассказывать в декабре 2012 года об очередном скандале вокруг Pussy Riot — уже дурной тон. На фоне всего остального, что происходило вокруг группы после приговора, история с фильмом вообще не кажется скандальной: адвокаты от имени группы заключили с английской компанией Roast Beef Productuons договор на создание фильма, получили 25 тысяч фунтов, потом все между собой перессорились, и сейчас договор расторгается, то есть об этом адвокаты заявили российским СМИ, а создатели фильма явно растеряны. «Мы думали, что адвокаты представляют девушек», — говорит Поздоровкин. Я спросил его о деньгах: он ответил, что «не надеется, что деньги вернут», и что «Майк лучше ответит». Майк действительно ответил лучше  в том смысле, что отказался от комментариев, потому что «было бы непрофессионально разглашать любые конфиденциальные детали договора».

Бывшие адвокаты Pussy Riot Марк Фейгин, Николай Полозов и Виолетта Волкова как раз в этот понедельник на специальной пресс-конференции объявили, что никогда больше не будут комментировать ничего, что связано с группой, и, когда я их спрашивал о фильме, ссылались на те свои слова: мол, обещали, что не будем говорить, — значит, не будем. При этом на условиях анонимности один из них подробно рассказал об адвокатской версии конфликта: англичане хотели, чтобы трое адвокатов «стали частью фильма», и заплатили как раз за то, чтобы снимать именно адвокатов. «Снимали все наши частные разговоры, выдали нам камеры, чтобы мы просыпались утром и снимали сами себя,  как завтракаем, как чистим зубы. Вот это было предметом договора  наша деятельность,  потому что девушки по понятным причинам были недоступны». («С самого начала было понятно, что девушки гораздо интереснее, чем адвокаты»,  деликатно отмечает Максим Поздоровкин.) Также разговорчивый адвокат предполагает, что британская сторона рассчитывала на то, что ей удастся получить доступ к видеоматериалам из архива группы, но Таисия Круговых, в распоряжении которой находится большая часть материалов, «хотела сама стать режиссером фильма, англичане с ней не договорились, поэтому архив им не достался». Теперь, когда «все сами по себе», адвокаты обещают разделить деньги (весь гонорар, по словам адвокатов, до сих пор хранится в неприкосновенности на счете компании жены Марка Фейгина «Веб-био») на шесть человек  трех девушек и трех адвокатов,  и пусть каждый сам возвращает свою часть. Таисия Круговых от комментариев по поводу фильма отказалась.

 

«Я поражаюсь, как обычные русские озабочены законами и судебными вопросами. Вероятно, это наследие советского времени, когда законы нужно было знать очень хорошо, чтобы не попасть в тюрьму»

 

«Меня удивляет, что наш договор с адвокатами стал предметом обсуждения в новостях, – говорит Майк Лернер.  Я 20 лет снимаю документальное кино, и у меня такое впервые. Это многое говорит о характере русского общества, одержимого законами и судебными процессами. Для меня это стало главным открытием последних месяцев: я не понимал, до какой степени правовая тема доминирует в повседневной жизни людей. Я поражаюсь, как обычные русские озабочены законами и судебными вопросами. Вероятно, это наследие советского времени, когда законы нужно было знать очень хорошо, чтобы не попасть в тюрьму». Такое своеобразное представление титулованного английского режиссера о российском обществе, очевидно, и вызвало необходимость в русском напарнике. Майк Лернер объясняет, что преподающий курс русского авангарда в Гарварде Максим Поздоровкин был ему необходим как человек, «очень умный во всех аспектах русской культуры». «Меня всегда интересовало, как сила искусства преобразует общество,  объясняет Лернер идею фильма.  Я видел, как рос моральный и политический авторитет этих трех женщин, которые сумели поставить перед русским обществом множество вопросов о политике, религии, национальной идентичности, гендерном равенстве, природе свободы и заодно реабилитировать в мировом масштабе слово “pussy”».

Поздоровкин называет фильм произведением искусства и говорит, что видел свою задачу в том, чтобы «интеллектуально развить поднятую девушками тему и глубже проанализировать культурологические нюансы, которые не совсем адекватно преподносились российскими и мировыми СМИ».

По словам обоих режиссеров, они очень гордятся тем, что у студии Roast Beef в основной программе фестиваля будет два фильма — этот и еще фильм «Площадь» о революции в Египте. «Оба фильма  о духе нашего времени, о молодых людях, пытающихся формировать судьбу своих стран, будь то Pussy Riot, движение Occupy или “арабская весна”; появилось поколение, которое изо всех сил борется за справедливость, и это невероятно вдохновляет»,  говорит Лернер.

 

Именно в этом контексте о панк-молебне будут писать в учебниках, даже если впереди еще много скандальных интервью, заявлений и твитов

 

Нам в России кажется, что после освобождения Екатерины Самуцевич и всех скандалов, которые за ним последовали, история Pussy Riot сама превратилась в неприятный скандал, который свел на нет героическую составляющую этого сюжета. Но скандал существует только в наших социальных сетях и интернет-СМИ, а для создателей фильма и для отборочной комиссии «Сандэнса» Pussy Riot так и стоят между площадью Тахрир и «Оккупаем», и именно в этом контексте о нашем панк-молебне будут писать в учебниках, даже если впереди еще много скандальных интервью, заявлений и твитов. Летом за процессом Pussy Riot с одинаковым интересом следили и Россия, и остальной мир, сейчас произошло разделение: России досталась грязь и споры о деньгах, мировому общественному мнению — героическая составляющая панк-молебна.

 

Майк Лернер  британский документалист, режиссер и продюсер, снимал фильмы для BBC, Channel Four, Five, ITV, Discovery, HBO, PBS, в 2012 году номинировался на «Оскар» с фильмом «Hell and Back Again» («В ад и обратно») о войне в Афганистане. 4 раза получал награды на «Сандэнс» (приз большого жюри, приз за лучшую режиссуру, приз зрительских симпатий и приз за операторскую работу); приз Московского международного кинофестиваля за фильм «В ад и обратно».

 

29 ноября Замоскворецкий райсуд Москвы признал четыре видеоролика группы Pussy Riot экстремистскими. Первый — «Богородица, Путина прогони», второй  «Путин зассал», третий  «Освободи брусчатку», четвертый  «Кропоткин-водка». Когда решение вступит в силу (через 10 дней, если оно не будет обжаловано), их распространение в интернете станет административным правонарушением.

 

 

Материалы по теме

Как закрыть Facebook?

Роскомнадзор собирается перекрыть доступ ко всему «неправомерному контенту». А медиаэксперты рассказали, насколько можно ограничить свободу слова в интернете.

«Либералы там, где тепло и хорошо»

Историк Илья Будрайтскис в рамках проекта «Педагогическая поэма» прочитал три лекции о политических идеологиях Нового времени: либерализме, консерватизме и социализме. Openspace приводит интервью с автором трилогии и основные тезисы лекций.

Исторический плагиат

О том, где Путин черпает идеи для нацстроительства.

Кино на букву "Э"

Openspace поговорил с Андреем Ивановым, которого Следственное управление по Владимирской области обвиняет в разжигании ненависти к социальной группе нацистов.

Бремя русского человека

«Долгая счастливая жизнь»: очень важный фильм Бориса Хлебникова.

Вечное возвращение Киры Муратовой

Кинопробы, гаммы и этюды в новой комедии Киры Муратовой.

Высшая мера

В России выходит фильм «Любовь» Михаэля Ханеке, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Канне.

Фильм-де-перс

Сегодня в Москве откроется Неделя иранского кино, на которой не покажут самого главного.

Из экстрима в мейнстрим

Случай Ким Ки Дука как повод задуматься об эволюции вкусов.

Бог выжил

Главный фильм 69-го Венецианского кинофестиваля «Мастер» — о том, зачем человеку Бог, а Богу — человек. Не больше и не меньше.

Западные песни славян

Какой фильм надо снять, чтобы тебя оценили и за пределами РФ: две модели.

назад