Как люди прогибаются под авторитет в лабораторных условиях.
Золотой век экспериментальной психологии пришелся на XX-й: две мировых войны поставили много новых вопросов. В этот период было проведено несколько классических экспериментов, доказавших, что человеку свойственно снимать с себя ответственность под давлением авторитета.
Музафер Шериф
1935
Добровольца помещают в темную комнату. На расстоянии чуть менее 5 м от него находится точечный источник света. Он неподвижен, но из-за автокинетического эффекта подопытному кажется, что светящийся объект немного смещается. Его просят оценить, насколько. Затем он обсуждает результат с другими добровольцами, чьи оценки могут отличаться от его собственной. В итоге подопытный, как правило, подстраивает свою точку зрения под мнение большинства и начинает воспроизводить его при повторных экспериментах.
Соломон Эш
1951
Группу людей, состоящую из одного испытуемого и нескольких подставных лиц, просят решить простую задачу: предъявляют две карточки (см. иллюстрацию) и предлагают определить, какой из трех линий на одной карточке равна по длине единственная линия на другой карточке. Испытуемый дает оценку предпоследним по счету, а все, кто высказывается до него, намеренно отвечают неправильно. Почти в 40% случаев подопытный идет на поводу у актеров и тоже дает неправильный ответ.
Стэнли Милгрэм
1963
Подопытному предлагается дистанционно тестировать подставного напарника, находящегося в соседней комнате (перед испытуемым кладут лист бумаги с вопросами и правильными ответами на них). За неправильные ответы или отсутствие реакции он должен наказывать «ученика» электрическим током, причем ему сообщают, что при каждом новом промахе напряжение будет увеличиваться. Находящийся рядом «ученый» в белом халате велит ему не останавливаться. И значительная часть (до 65%) испытуемых подчиняется авторитету человека в униформе и доводит силу ударов до 450 вольт, несмотря на истошные вопли, а затем красноречивое молчание мнимой жертвы.
Чарльз Хофлинг
1966
В госпиталь звонит «доктор Смит» и требует от дежурной медсестры ввести «больному» дозу «лекарства» (в действительности плацебо). Соглашаясь, медсестра нарушает сразу два строгих правила — не выполнять назначений, даваемых по телефону, и не лечить больных лекарствами, которых нет в больничном регистре (в ходе эксперимента плацебо специально подкладывается в ящик). Кроме того, лекарства ей предлагают ввести вдвое больше максимальной дозы, указанной на ампуле. И все же 95% подопытных распоряжение «доктора Смита» выполнили.
Филип Зимбардо
1977
Участников произвольно делят на две группы — «заключенных» и «охранников»: им предстоит играть эти роли в импровизированной «тюрьме», оборудованной в подвале здания факультета психологии Стэнфордского университета. «Охранники» очень быстро вжились в роль и проявили недюжинное рвение. Вместо запланированных двух недель эксперимент был прерван через шесть дней по требованию одного из более 50 наблюдателей: эта женщина назвала эксперимент аморальным и потребовала его прекратить. Впоследствии Зимбардо на ней женился.
Материалы по теме
Ждите запрета
Где еще недозакрутили депутаты.
Судимы будете
Посмертное правосудие — от трагедии до фарса и обратно.
Где налоги лучше не платить
В каких странах подоходный налог ниже, чем в России, сколько денег скрывают греки от правительства и как рассчитываются с государством пакистанские депутаты.
В поисках утраченного смысла
Самые выдающиеся ляпы Медведева в интервью CNN.
Бизнесменами не становятся
Существует ли «предпринимательская ДНК», когда следует рожать бизнесменов и прочие неочевидные факты о деловых людях.
Загибы метростроев
Самые удивительные схемы метро.
Самые детские проблемы
Ученые выяснили удивительные факты о детях в разных странах.
Клятвозапретники
Общественная палата хочет убрать из воинской присяги слово «клянусь», так как Евангелие запрещает клясться. Openspace напоминает, что богопротивное слово встречается и в других присягах.
Зомбиубежища
Где бы вы могли встретить конец света.
Лица недели
Неделю представляют сибирский кот, бельгийские полицейские и случайная прохожая.
Свои университеты
Знаменитые британцы о возможностях местного образования