назад

Ева Рапопорт

Русский турист и бремя белого человека

Почему россиян всегда узнают на отдыхе.

Есть вещи, делать которые по меньшей мере бессмысленно: например, жаловаться соотечественникам на обилие в какой-либо, казалось бы, далекой стране русских туристов. Не ровен час собеседники в ответ сообщат, что и по этому поводу они гордятся своей страной. И если гордость, положим, личное дело каждого, то, согласно статистике, регулярно отдыхают за границей (непатриотично игнорируя комфортабельные курорты Краснодарского края) всего лишь 5% россиян. Кто же они, эти избранные, эти гордые покорители все более отдаленных держав?

Русского туриста сложно было бы назвать в экзотическом окружении белым человеком: кожные покровы его красны от солнечных ожогов первой степени; некоторое пренебрежение к туземцам в его сознании, конечно, присутствует, но и на блестящие бусы он исключительно падок. Впрочем, определенную просветительскую функцию он в самом деле несет: теперь убеленные сединами представители неевропейских народов учат русский язык отнюдь не за то, что некогда им пользовался Владимир Ильич Ленин, а чтобы делать бизнес на тех уроженцах СССР, которые других языков не знают и знать не хотят (в стране, где даже министр иностранных дел редко демонстрирует публике свои навыки в этой области, — в общем-то, не зазорно). Там, куда начинает ездить русский турист — в Европу ли, в Азию, — сразу появляется то, что близко и дорого его сердцу: вывески и надписи «заходите — поторгуемся», «бесплатная дегустация», «большой размер», «русское меню»...

 

Если вы думаете, что на отдыхе русский турист расслаблен, — ничуть. Праздность не для него

 

Но, несмотря на свою тягу к простым удовольствиям, русский турист не легковесен, а наоборот, весьма философичен: он не просто ходит, ест, пьет, фотографируется — в каждом жесте его, в каждом выражении лица сквозит общее отношение к жизни и окружающему миру.

Если вы думаете, что на отдыхе русский турист расслаблен, — ничуть. Праздность не для него. Если можно поехать на девятичасовую экскурсию, чтобы, проведя почти все это время в автобусе, увидеть мимолетно какой-то другой город, — он поедет. Если таких экскурсий можно выбрать три, четыре, а то и пять — он возьмет все. «Надо себя нагружать», — резюмирует русский турист, ежеутренне поднимаясь на отдыхе еще раньше, чем весь остальной год. Но даже при осмотре незамысловатых достопримечательностей вблизи теплого моря он методичен и дисциплинирован, бдительно следит, чтобы муж/жена, дети, друзья и подруги были сфотографированы на каждом возможном фоне, залезли на все возможные возвышенности, на которых, опять же, надлежит фотографироваться, а если они вдруг не захотят, то будут непременно заставлены. Праздность — это только для туземцев, далеких от цивилизации.

Этот благодушно, казалось бы, настроенный, но всегда немного настороже красный человек с выкаченным, как у украшающих азиатские храмы и сувенирные лавки улыбающихся будд, брюшком меланхолично выкликает из очередного магазина свою супругу: «Марина, еб твою мать, поди сюда!» Бремя белого человека (через месяц-другой в родном городе он снова обретет этот цвет), сводящееся к необходимости отказываться от ежеминутно предлагаемых ему товаров и услуг, он переносит с достоинством, снисходя до того чтобы с позиций своего безусловного морального превосходства обучать туземцев должным образом реагировать на команду «уебывай».

 

«Не понимаю, как здесь можно быть нищим, — манго само растет, кокос созревает и с пальмы на землю падает!»

 

Но в то же время русский турист поразительно кроток и открыт для всего нового. Там, где принято есть змею, он непременно закажет и выдержит церемонию, в чем ему немало поможет предусмотрительно включенное в ритуал распитие водки. Не щадя не только своего живота, но и чемодана, он постарается скупить все возможные местные сувениры. Там, откуда принято привозить чучело крокодила, он это чучело приобретет, ну а если вдруг поскупится, то хотя бы подойдет и с ним сфотографируется. Он исполнительно бросит монетку, поставит ароматную палочку и потрогает за надлежащие места всех предъявленных ему местных божеств, как бы ни возмущало его строительство басурманских капищ и распространение инородных религиозных порядков на Родине.

При этом русский турист ни в коем случае не зациклен на себе и своих впечатлениях, ему небезразличны и проблемы местного населения. «Не понимаю, как здесь можно быть нищим, — манго само растет, кокос созревает и с пальмы на землю падает!» — не устает риторически вопрошать он.

Сколько бы дискуссий ни велось об этом, когда границы только открыли, по прошествии двадцати лет русские туристы в массе своей (настоящий русский турист, кстати, не ходит один) не стали менее узнаваемы. Впрочем, речь, похоже, идет о принципиально вневременном (или времени неподвластном) явлении: «Правду сказать, я неохотно знакомился с русскими за границей, — признается герой “Аси” Тургенева. — Я их узнавал даже издали по их походке, покрою платья, а главное, по выраженью их лица. Самодовольное и презрительное, часто повелительное, оно вдруг сменялось выражением осторожности и робости... Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал... “Батюшки мои! не соврал ли я, не смеются ли надо мною”, — казалось, говорил этот уторопленный взгляд... Проходило мгновенье — и снова восстановлялось величие физиономии, изредка чередуясь с тупым недоуменьем. Да, я избегал русских…»

 

 

 

Материалы по теме

Понаехали там

Чем отличаются западные брошюры для приезжих от российской.

Вирус хаоса и бездонные урны

Теория разбитых окон утверждает, что если в доме разбито одно окно, то через некоторое время все остальные окна тоже будут разбиты. Хаос распространяется как вирус.

Пассивно-регрессивные

О причинах русской деструктивности.

Счастье — это когда тебя отдыхают. Часть 2

Фотограф Никита Шохов снимал отдыхающих соотечественников в московских клубах.

Счастье – это когда тебя отдыхают

Есть расхожее мнение, что русские ленивы и необязательны. Но можно назвать по крайней мере одно занятие, которому они предаются с беспримерным усердием: в деле отдыха они не знают себе равных.

Неэпическая сила

Политическое шутовство как признак переходного периода.

Эстетика анонимности

Почему, чтобы проявить индивидуальность, нужно скрыть лицо.

Как получить российский паспорт, если вы не Депардье

О своей борьбе за российский паспорт Openspace рассказали эколог из Молдавии, предпринимательница из Казахстана и пилот воздушного шара из Франции.

Не приходя в сознание...

В последнее время депутаты все чаще удивляют нас решениями, которым трудно найти логическое объяснение. Но так ли необходим разум для принятия решений? Исследования показывают, что сложные решения часто принимаются вообще без участия сознания.

Он копает под Вас

О халатном исполнении пресс-секретарем Президента РФ Песковым своих должностных обязанностей, граничащем с прямым вредительством.

Лица недели

Неделю представляют сибирский кот, бельгийские полицейские и случайная прохожая.

назад