назад

Ксения Леонова

Фото: Voller Ernst/Vostock Photo

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

За последние две недели комиссия Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах стала главным ньюсмейкером и одновременно последним бастионом защиты доходов единороссов. Сначала комиссия взялась проверять депутата от «Справедливой России» Геннадия Гудкова: результаты этой проверки привели к тому, что у него 12 сентября отобрали мандат. В ответ сын Гудкова Дмитрий, тоже депутат и тоже справедливоросс, устроил настоящую охоту за единороссами, которые не декларируют свою собственность. Данные, обнаруженные Гудковым и его коллегами, подкреплены кучей документов: один депутат за копейки скупал гектары земли в районе строительства автомагистрали, у другого обнаружилась собственность за рубежом, у третьего материализовалось 42 млн незадекларированных рублей. Эстафету Гудкова подхватило «Яблоко», которое нашло незадекларированные грехи еще у пяти депутатов. И «Яблоко», и «Справедливая Россия» отправили все в ту же комиссию запросы. И перед комиссией встал тяжкий выбор: ломать сложившуюся в России веками традицию укрывания своих или нет. Ломать не стали.

В комиссии 15 человек: единороссов из них всего восемь. Еще три коммуниста, два представителя ЛДПР и два «эсера». Десять депутатов старше 60. И возраст, как оказалось, здесь имеет значение. Во всяком случае, когда речь идет о декларации доходов.

Кажется, наиболее серьезные нарушения – у одного из самых молодых членов комиссии, 35-летнего справедливоросса Алексея Казакова. Это его первый срок в Госдуме. Он единственный в комиссии, кто не стал прятать свою собственность за границами и женами и признал в декларации, что получает доход от коммерческих компаний (ЗАО «КАБО», ООО «КАБО», ООО «Пожсервис-СМ», «ЗАО «Смоленский инженерный проект»). Но забыл упомянуть еще как минимум о двух компаниях. Первая занимается строительными работами и называется ООО «Изолюкс-Смоленск». Согласно имеющейся в распоряжении Openspace выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (сокращенно – ЕГРЮЛ), Казаков стал владельцем 50-процентной доли компании в сентябре 2009 года и является им до сих пор. В мае 2012 года, спустя почти полгода после выборов, «Изолюкс-Смоленск» начала процедуру ликвидации. Но процедура пока не завершена, 20 сентября компания еще существует.
Вторая фирма специализируется на организации отдыха и развлечений. Она называется ООО «Россажа», Казакову принадлежит в ней 20%. Всего неделю назад, 13 сентября, на следующий день после лишения Гудкова мандата, компания была ликвидирована. То есть, вероятно, о своей собственности Казаков вспомнил только после начала гонений на коллегу по фракции. Собственником «Россажи» Казаков был еще с ноября 2004-го и не указал это в декларации за август 2011-го.

Другой молодой член комиссии – 38-летний единоросс Дмитрий Вяткин. По информации из базы данных СПАРК, Дмитрий и его жена Юлия с 2002 года контролировали консалтинговую компанию «Стратегия 2000». По данным ЕГРЮЛ, в 2009 году произошла смена собственника. Но дело в том, что для Вяткина это уже второй депутатский срок, и в его прошлой предвыборной декларации от 2007-го о компании «Стратегия 2000» не говорилось ни слова. Вяткин является еще и соучредителем Фонда патриотического воспитания и военно-шефской деятельности. По данным ЕГРЮЛ, фонд был учрежден депутатом в ноябре 2008 года. С начала 2012-го он выиграл три тендера челябинского минкульта в общей сложности на 200 тыс. рублей. Впрочем, найти учредительные документы фонда, чтобы выяснить, является ли он коммерческим, нам не удалось.

Еще один депутат от «Единой России», забывший указать свою собственность в предвыборной декларации еще на прошлых выборах – самый пожилой член комиссии 72-летний Борис Резник. Он работает депутатом с 2003-го. В своей декларации на октябрь 2007-го он указал, что получает лишь думскую зарплату и пенсию. Но Резник также с 2003 года являлся соучредителем Общественного фонда развития Дальневосточного государственного университета (по данным ЕГРЮЛ). Доля Резника в уставном капитале составляла всего 1,04%, активы фонда не превышали 400 тыс. рублей, но на его балансе числился сам институт ДВГУ, активы которого составили в прошлом году 218 млн рублей. Резник не упомянул этот фонд в декларациях ни в 2007, ни в 2011 году. В нынешнем июле фонд был ликвидирован.

Мы изучали деятельность всех депутатов комиссии и обнаружили другие случаи нигде не задекларированной собственности. Ее нельзя поставить депутатам в вину: рассказывать о своих компаниях депутаты должны только перед выборами; все остальное время они обязаны отчитываться только о недвижимости и транспорте, которыми владеют. Вот, например, бывший замминистра образования Григорий Балыхин сам ничего не зарабатывает, зато его жена Татьяна контролирует 25% ООО «Русский проект»; другим собственником этой компании является РУДН, в котором долгое время работал сам Балыхин. А жена Эрнеста Валеева, бывшая судья Люция Валеева, в 2003 году владела компанией ТОО «Кедр». Но у Валеева в Думе первый срок, так что назвать это нарушением тоже нельзя.

Ну, и самый таинственный предмет исследования – это «Региональная общественная организация содействия международному сотрудничеству по линии неправительственных структур “Международная группа обменов”». Ее соучредитель – глава комиссии, бывший замминистра внутренних дел Владимир Васильев. Организация не публикует отчетность, не участвует ни в каких тендерах, не занимается благотворительностью. Зато работает в сфере охраны биологического оружия. И даже оказалась в центре крупного скандала в США. В 2005 году конгрессмен Курт Уэлдон лоббировал получение гранта федеральных властей США, как считало следствие, для «Международной группы обмена» (International Exchange Group). Грант должен был выдаваться на охрану объектов, на которых разрабатывалось биологическое оружие. От «Международной группы обмена» в переговорах участвовало несколько человек, в том числе Владимир Васильев. Все переговоры прервались, когда жена помощника Уэлдона получила от «Международной группы обмена» $19 тысяч за редактирование, причем она так и не смогла объяснить, чего именно. Помощник лишился работы немедленно, конгрессмен Уэлдон проиграл ближайшие выборы. 

История с конгрессменом Уэлдоном очень символична. Он фактически лишился кресла только потому, что жена его помощника не придумала, за что она могла получить $19 тыс. В российском же законе нет ни слова о санкциях за указание ложной информации о доходах парламентариев. Товарищеский депутатский суд, как показал сегодняшний день, не работает. Давление регулирующих органов тоже отсутствует: когда в январе этого года организация Transparency International направила запрос в Федеральную налоговую службу с просьбой наказать депутатов, которые указывают недостоверную информацию в своих декларациях, ФНС ответила: раз нет единых правил заполнения деклараций, то каждый может писать в них что угодно.

Именно так многие и поступают.

Материалы по теме

Бизнесменами не становятся

Существует ли «предпринимательская ДНК», когда следует рожать бизнесменов и прочие неочевидные факты о деловых людях.

Рейтинг капризности российских городов

Как влияет городской комфорт на счастье горожан и почему мэру Собянину необязательно делать Москву более удобной для жизни.

Случай в Сталинграде

Чем грозит выкапывание имени Сталина.

Спасибо, что живые

«Возвращение героя» и «Неудержимый»: Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне снова в строю.

«Молитесь так»

К 150-летию Константина Станиславского.

Тулупистая Россия

Русским с давних пор нелегко стоять на страже территориальных, законных и нравственных границ отечества.

Январь 2012

Год в фотографиях по версии Openspace.

«У нас намного больше симпатий к Сталину, чем в России»

Почему грузины начали восстанавливать памятники вождю народов.

Путин. Версия ни два ни полтора

Первое после мартовских президентских выборов послание Владимира Путина Федеральному собранию требует дополнительных разъяснений.

Западно-восточный тюрбан

Как индийский сикх охраняет Букингемский дворец.

В защиту конца света

О недопустимых высказываниях представителей государственной власти, оскорбляющих чувства верующих и ограничивающих их право на Страшный суд.

назад