назад

Дмитрий Камышев

У настоящих российских патриотов случилось долгожданное счастье: из святой Руси наконец-то изгоняют бесов Госдепа, прятавшихся под вывеской Агентства США по международному развитию (USAID). Экзорцисты из МИДа установили точную дату их изгнания: деятельность американского правительственного агентства, предоставлявшего гранты многим российским некоммерческим организациям (НКО), должна быть полностью прекращена на территории РФ с 1 октября текущего года.

Простим властям некоторый разнобой в мотивации изгнания (из заявления пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова «Коммерсанту» можно было понять, что никто USAID не выгонял, а уйти американцы решили сами). Главное не это.

Главное, что попытки USAID «влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня, и институты гражданского общества» будут пресечены (о том, что наряду с политическими проектами американцам теперь придется свернуть и совершенно аполитичные программы вроде борьбы с туберкулезом и СПИДом или поддержки малого бизнеса, МИД в своем заявлении скромно умолчал).

Простим и МИДу, высказавшему озабоченность по поводу несоответствия вышеуказанной деятельности «заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества», лукавость формулировок.

В том, что одной из главных заявленных целей агентства является «поддержка свободных и честных выборов», легко убедиться, посетив официальный сайт USAID, где перечислены и десять ключевых признаков таких выборов. И если МИД лишь на 20-м году работы агентства в России сообразил, что выборы по-американски кардинально противоречат интересам отечественной суверенной демократии, то претензии он вообще-то должен предъявлять самому себе.

Но претензии предъявлены конкретному агентству. Вопрос, к чему эти телодвижения верхов — неловкие, но, возможно, продиктованные исключительно благими намерениями — могут привести.

 

Российские правозащитники о прекращении работы USAID:

   

Прекращение физического присутствия на нашей священной земле главного американского грантодателя вовсе не означает автоматического запрета на получение российскими общественниками проклятых заокеанских денег. Ведь любая из наших НКО, как и прежде, сможет беспрепятственно принимать пожертвования от любых иностранных лиц и организаций, если только они не подозреваются в терроризме и иных преступлениях. Более того, чисто теоретически раздавать россиянам гранты может продолжить и само USAID, просто перечисляться они будут не из московского филиала, а напрямую из Вашингтона (практически это менее вероятно, поскольку такой шаг будет воспринят Москвой как откровенно конфронтационный со всеми вытекающими дипломатическими последствиями, к которым нынешняя американская администрация, похоже, не готова). Но ничто не мешает американцам использовать для финансирования российских НКО (включая и ассоциацию «Голос», занимающуюся наблюдением за выборами) многочисленные неправительственные фонды, через которые и до этого шла существенная часть госдеповских денег. Разумеется, при большом желании эти источники Кремль тоже может перекрыть. Но в современных условиях сделать это можно лишь путем фактического опускания «финансового железного занавеса», что плохо согласуется как с реалиями глобальной экономики, так и с принципами ВТО, куда Россия только что в муках вступила.

Предположим (и действительность такое предположение только укрепляет), что проблема согласования своих действий с чем-либо перед российскими властями давно не стоит. Тем более с чем-либо «внешним». С внутренним трендом последних месяцев все прекрасно согласуется: на фоне других инициатив российских властей — от разоблачения иностранных агентов среди НКО до планирующегося запрета на иностранную собственность для чиновников и депутатов — изгнание USAID выглядит весьма логично. Страна обретает собственную гордость, опирается на собственные силы или, если угодно, колени.

Это очень уместно — особенно накануне президентских выборов в США, на которых вполне может победить «неправильный» кандидат, который обещает не очередную перезагрузку отношений с Россией, а введение всевозможных санкций против «главного геополитического противника». И если вдруг случится страшное, то у нас уже все будет готово: чиновничьи активы с Запада выведены, списки шпионов составлены, а их заокеанские спонсоры с позором изгнаны.

Правда, нельзя не отметить, что сам факт изгнания USAID объективно играет на руку как раз тому самому «неправильному» кандидату, который получает весомый аргумент в пользу своей теории о возродившейся «империи зла».

Да и с новым «железным занавесом» могут возникнуть проблемы, причем не внешние, а сугубо внутренние. Об этом свидетельствует хотя бы публичное заявление главы комитета Совета федерации по конституционному законодательству, бывшего президента «Норильского никеля» Андрея Клишаса: он назвал «необоснованным и нарушающим права граждан» законопроект, запрещающий госслужащим иметь банковские счета и недвижимость за границей. А судя по тому, что «Единая Россия» устами главы ее думской фракции Андрея Воробьева уже пообещала этот запрет несколько смягчить, появления в спальне верховного правителя группы ближайших соратников с табакеркой и шарфом в Кремле все-таки всерьез опасаются.  

Материалы по теме

Меньшинства распоясались

В каком виде протестуют жители Сан-Франциско.

Где это было?

Попробуйте догадаться, где произошли столь выдающиеся события.

Аутинг — оружие гея

Чего добиваются открытые геи, разоблачая скрытых.

Как из 50% сделать 76%

Откуда взялись 3/4 россиян, поддерживающих запрет на усыновление наших детей американцами.

Вы информационный наркоман?

Узнайте, надолго ли в Вас задерживаются новости.

Что происходит в Сирии

Главная война наших дней со всех сторон.

Они сошлись — говно и Дума

Наши власти и другие напасти в рейтинге гадостей от читателей Openspace.

В поисках утраченного смысла

Самые выдающиеся ляпы Медведева в интервью CNN.

Гнать таких с НТВ!

О недостаточном профессионализме отдельных журналистов НТВ, подрывающих высокий авторитет федерального телеканала.

Лица недели. Выпуск 6

Неделю представляют Виктор Батурин, борцы за права обнаженных и голодные военнослужащие Боливии.

Запретительное искусство

Что еще ужесточат депутаты в осеннюю сессию.

назад