назад

«Группа 808. Информационный аудит»

ROGER_VIOLLET /AFP

В преддверии этих осенних событий журналисты и аналитики предлагают аудитории различные варианты сценариев готовящихся событий, начиная от невинных «колебаний курса рубля» и заканчивая всемирной экономической катастрофой. Экономисты и политологи спорят о возможных причинах и последствиях ожидаемого коллапса, обсуждая варианты спасения — как для граждан, так и для государств.

Компания «Группа 808. Информационный аудит» провела исследование российских СМИ и интернет-источников, чтобы определить, какие основные версии грядущего экономического кризиса на данный момент наиболее активно обсуждаются в публичном пространстве.

Прежде всего, необходимо указать, что в подавляющем большинстве прогнозов вероятность экономического кризиса в России напрямую увязывается с внешними причинами: «второй волной» мирового финансового кризиса (первая «волна», напомним, накрыла Россию в сентябре 2008 года) и/или (чаще «и») снижением мировых цен на нефть.

Предпосылки для реализации сценария экономического кризиса в России по «внутренним причинам» обсуждаются на два порядка менее интенсивно.

Рассмотрим особенности интереса федеральных СМИ накануне кризиса 2008 года и в настоящее время.

На диаграмме 1 показано упоминание экономического/финансового кризиса в России в контекстной связке с некоторыми терминами в федеральных российских СМИ. Замеры проводились с помощью электронной библиотеки СМИ Public.ru.

Если четыре года назад главной приметой кризиса в прессе считалась инфляция, то сейчас это возможное изменение цен на нефть. Также накануне кризиса в 2008 году СМИ уделяли повышенное внимание таким проблемам, как ликвидность, ситуация на фондовых рынках, ипотечные проблемы в США.

Теперь же приоритеты изменились, и в фокусе внимания прессы оказались, помимо нефтяных цен, проблемы еврозоны, ситуация на зарубежных рынках труда и проблемы госдолга зарубежных стран. Видимо, на этот раз большинство журналистов и аналитиков решили заблаговременно возложить всю ответственность за возможные неурядицы на «совокупность внешних факторов».

Любопытен тот факт, что, несмотря на усиление информационного давления на аудиторию в отношении возможного кризиса в экономике, общее число публикаций, посвященных этой теме, уже не первый месяц снижается (см. диаграмму 2).

Возможно, одной из главных причин снижения числа публикаций о кризисе этим летом стали крупные общемировые мероприятия: Чемпионат Европы по футболу, а также Олимпийские игры в Лондоне, которые «оттянули» на себя не только журналистский ресурс, но и свободные места на полосах изданий. Возможно, это затишье перед бурей. Однако общий понижательный тренд числа публикаций о кризисе налицо.

Примечательно, что на фоне снижения внимания СМИ к «кризисной тематике» наблюдается заметный рост интереса к теме кризиса (и ряду других проблем, несущих в себе риски снижения уровня жизни) со стороны интернет-аудиториии. Об этом свидетельствует статистика соответствующих запросов интернет-пользователей к поисковой системе Яндекс (статистика ключевых слов поисковых запросов пользователей доступна в разделе www.wordstat.yandex.ru ).

Как показал анализ динамики поисковых запросов, в последние несколько месяцев люди стали гораздо чаще запрашивать в интернете информацию о кризисе-2012 как таковом, о кризисе-2012 в России, об изменении курсов валют, о возможном дефолте, о возможной девальвации рубля, об инфляции, о росте цен и тарифов и т. д. Да и в целом экономическая информация «кризисного» толка в настоящее время вызывает у пользователей интернета повышенный интерес (диаграммы 3-5).

 

Как видно из диаграмм 3-4, интерес интернет-аудитории к теме кризиса-2012 в России по сравнению с апрелем вырос почти в четыре раза, а к теме девальвация рубля — более чем в два раза. Аналогичен интерес интернет-аудитории к росту цен и тарифов, только количество интересующихся данными проблемами — в разы больше.

Несмотря на снижение «градуса» темы кризиса в российских СМИ, в экспертной среде мода на «кризисные» прогнозы находится на своем пике.

Экспертные группы и правительственные органы регулярно выпускают в свет разноплановые прогнозы, среди которых преобладают пессимистичные — «плохие» и даже «очень плохие», сулящие России долгосрочное снижение всех экономических показателей и, как одно из следствий — деградацию социальной сферы. Наиболее оптимистичные сценарии — «инерционные», суть которых состоит в том, что глобального кризиса не будет, цены на нефть не опустятся ниже $90 за баррель.

Характерно, что самые мрачные прогнозы звучат от государственных и окологосударственных представителей.

Например, среди печатных СМИ по частоте обращения к теме кризиса лидирует правительственная «Российская газета», причем на ее долю приходится в полтора раза больше публикаций о кризисе, чем в следующих за ней «Ведомостях», «Коммерсанте» и «РБК daily», которые, к слову сказать, являются изданиями, специализирующимися как раз на экономических темах. 

 

В исследовании были использованы материалы публикаций: «Российская газета», «Коммерсантъ», «Труд», «Деловой Петербург», «Ведомости», «РБК daily», «Известия», «Независимая газета», «Новые известия», «Московские новости», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда»; «Коммерсантъ-Власть», «Профиль», «Огонёк»; Lenta.ru, Newsazerbaijan.ru, «Газета.ru», «Коммерсантъ-Online», Vedomosti.ru, Sobesednik.ru, Polit.ru, Pravda.ru, Forbes.ru, Slon.ru, Inosmi.ru, Inopressa.ru, Newsland.ru, KM.ru, ExpertOnline, NEWSru.com, «Свободная пресса», «Ежедневный журнал», Regions.ru, PublicPost, Firstnews.ru, Novopol.ru, ER.ru; «Эхо Москвы», Business FM, «Коммерсантъ-FM», «Радио Свобода», Radiovesti.ru; РИА «Новости», Interfax.ru, Openspace.ru, Infox.ru, «ИТАР-ТАСС», РИА «РБК», ИА «Росбалт», ИА Regnum и публикации российской прессы по фондам интернет-библиотеки СМИ www.public.ru , а также записи в Facebook, Twitter, ЖЖ и др. социальных сетях; интернет-статистика — http://wordstat.yandex.ru.

Материалы по теме

Поле битвы после победы

Что будет с Россией, после того как Путина не станет.

Смерть не на первой полосе

Тем, кто будет ностальгировать по путинским временам.

По стопам осьминога Пауля

Политический гороскоп России на 2013 год в исполнении читателей Openspace и зарубежных специалистов.

Преемник с двумя армиями

Почему Сергей Шойгу не может не стать президентом России.

Партия самой правильной ориентации

Openspace отвечает на вопрос, как называть «Единую Россию».

Вы информационный наркоман?

Узнайте, надолго ли в Вас задерживаются новости.

Гнать таких с НТВ!

О недостаточном профессионализме отдельных журналистов НТВ, подрывающих высокий авторитет федерального телеканала.

Наезд на мат с последствиями

Почему словосочетание «депутат Государственной Думы» скоро окончательно станет ругательством.

СССР не сдает позиций

Анализ популярности СССР и СНГ показал, что граждане не готовы забыть светлое советское прошлое.

Сезон разочарований

Как разлюбить оппозицию и не полюбить власть.

Военная (ре)форма

Для российских СМИ обмундирование военных оказалось более значимым, чем реорганизация Минобороны.

назад