Искусство – невинный дискурс. Сказать «говно», «жопа», обоссать Христа – все это невинные шалости в сравнении с политикой!

Оцените материал

Просмотров: 15391

Артур Жмиевски: «Сегодня авангард должен быть не впереди людей, а позади них. Чтобы они сами были авангардом»

Екатерина Дёготь · 19/04/2011
Художник и куратор будущей Берлинской биеннале ищет искусство, которое реально может что-то изменить в этой жизни

Имена:  Артур Жмиевски

©  Courtesy KW Institute for Contemporary Art

Артур Жмиевски

Артур Жмиевски

ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ поговорила с куратором очередной Берлинской биеннале (она состоится в следующем году) о его планах, надеждах и разочарованиях. О Жмиевски как о художнике читайте здесь.


Екатерина Дёготь: Расскажи, много ли уже удалось собрать проектов из числа полученных заявок? Ведь это, в общем, новый способ организации биеннале?

Артур Жмиевски: Ну, кое-что есть. Пока выбрал шесть-семь.

Е. Д.: Какие регионы ты хотел бы вовлечь?

А. Ж.: Меня в основном интересует Европа, поскольку в ней сосредоточены наши стратегические интересы. Я имею в виду нас — европейцев, поляков, немцев. Франция, Россия, Австрия, Польша — этот, в общем, маленький и одновременно огромный круг, в котором для нас очень многое сосредоточено, и главное — наше будущее. То есть Китай и Индия меня не особенно интересуют, хотя я и знаю, какую большую роль они играют.

Е. Д.: Правильно ли я поняла, что ты хочешь не столько показать некие произведения, сколько представить людей, которые уже что-то реально делают в этом мире?

А. Ж.: Да, но и произведения, конечно, тоже. Я могу вообразить, что художественное произведение может представлять некий подход, которым художник стремится утвердить нечто, что переживет не одну-две-три выставки.

Е. Д.: То есть что-то вечное? Из мрамора?

А. Ж.: Может быть, и из мрамора, почему нет. Может, найти подобные примеры и не так просто, потому что обычно мы об этом не думаем, а думаем скорее о недолговечных, исчезающих со временем художественных акциях. Я пресыщен кратковременными акциями и проектами, которые показываются и исчезают.

Е. Д.: Но до недавнего времени эфемерное искусство считалось самым прогрессивным художественным движением.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • makemake· 2011-04-19 19:20:52
    Это очень крутое интервью. Спасибо!

    В добавление ссылка на материал, который, как мне кажется, как раз в ключе того, о чем говорит Артур Жмиевски: http://www.the-village.ru/flows/people-talking/posts/106811-social-politic-street-art
  • ot_kristiny· 2011-04-19 22:41:31
    да! какой убежденный!
  • UncleBob· 2011-04-19 23:31:38
    До чего много вокруг художников всяких людей, которые хотят их направлять куда-то. Кто из коммерческих соображений, кто из политических, кто из теоретических. А бедные художники, как полковые лошади: ничего бы без них никуда не двинулось, но куда именно двигаться им всегда командир скажет.
  • khadikov· 2011-04-20 20:23:38
    Вот вменяемый парень! К сожалению, насчет полковых лошадей из комментария - тоже правда.
  • ridnyi· 2011-04-20 22:23:50
    вообще то жмиевки как раз сам художник, а не вокруг художников
  • andreason· 2011-04-22 14:31:42
    Если честно я не совсем понял разницы между искусством и критическим искусством...кто может дайте комментарий, пожалуйста!
    а может этой разницы и вовсе нет,а она лишь выдумана?..искусствоведы часто большие выдумщики..
    А интервью потрясающее. Спасибо Деготь!
  • mkmk· 2011-04-23 13:30:13
    "А остальным остается только пить больше, чем нужно, и покупать больше, чем нужно. В последние десять лет у людей не было никакой возможности влиять на ситуацию в стране ни на каком уровне. Мы окружены очень мощной и опасной силой, которая против нас, и всё, что люди могут сделать, — это разбогатеть настолько, насколько каждому по силам, чтобы жить комфортной жизнью и как можно чаще ездить за границу. Как только у нас появляется возможность, мы уезжаем из этой страны. Все богатые люди тут уже не живут — их семьи за границей, а они по необходимости наезжают сюда." - отличная самохарактеристика, Екатерина! Свалите уже наконец, пожалуйста, из этой страны. Потому что никто более вас не поддерживает эту общественную парадигму, никому кроме вас она так не мила.
  • degot· 2011-04-24 09:51:03
    2 andreason: есть художники в традиционном смысле (делают что-то красивое, или необычное, или занимаются самовыражением, или отражают реальность, или поэтизируют ее, или даже подмечают недостатки - в общем, традиционные задачи искусства с 19-20 веков; это не обязательно живопись, может быть и инсталляция, и видео, и перформанс). В последние лет десять-двадцать самоорганизовалось отдельное течение, т.н. "критическое искусство" (это самоназвание), представители которого стремятся выйти за пределы этих традиционных задач в сторону чисто социальной и политической практики, но всегда зависают где-то посредине, чтобы все же остаться художниками (наиболее известный отечественный пример - группа "Что делать?"). Обычно принято считать, что это течение очень прогрессивно. Кроме того, оно стало в последние годы очень мощным, обрело свои институции (на Западе), журналы, университетские кафедры и т.п. Но вот Жмиевский его резко критикует за бессилие и пустой символизм, - в этом и состоит особенность его позиции, которую многие не принимают. Надеюсь, я разъяснила.
  • andreason· 2011-04-24 18:25:40
    to degot: Спасибо за комментарий.
    Поправьте, пожалуйста, если я ошибусь: в таком случае то что называется "искусство критическое" суть того что называется "искусство политическое", так?
  • Daniil Litvinenko· 2011-04-25 01:31:32
    Мир, похоже, окончательно скатился по Литейному к самым яйцам.
  • degot· 2011-04-25 06:25:32
    To andreason: примерно - да, так называют себя одни и те же люди. Хотя на самом деле все сложнее, то или иное политическое значение имеет любое искусство, и не любое прямо и сознательно политическое искусство является критическим (оно может быть и апологетическим, к сожалению, или просто заявлять о чем-то, но не идти дальше). Но это уже детали. В смысле расхожего словоупотребления - да, вы правы.
  • Anna Sparkling· 2011-04-26 00:47:43
    его слова показались слегка шизофазичными...он ничем не отличается от других художников - придумать что-то особенное и его продвигать...искусство как политика, политика как искусство...ангажированность художников...ну собственно да, но как часть целого, а не как целое по сути...
  • doragenau· 2011-04-26 21:14:25
    "...всегда зависают где-то посредине, чтобы все же остаться художниками (наиболее известный отечественный пример - группа "Что делать?"). ...вот Жмиевский его резко критикует за бессилие и пустой символизм, - в этом и состоит особенность его позиции, которую многие не принимают"

    ну да, и любит группу Война)))

    Жмиевского в Польше воспринимают (молодое поколение в основном) как классика из "старой доброй Ковальни", которой, по-сути, уже нет - и идеи уже манеризировались, да и Ковальски уходит с факультета, продав все работы, сделанные в мастерской за долгие годы существования, Госпоже Мытковской в музей. причем, кто получил деньги до сих пор не понятно. поговаривают, что Академия.
    Екатерина Деготь писала где-то о академизме в соц.ангажированном искусстве. к Жмиевскому в общем-то так и относятся. Все его формальные и концептуальные "трюки" по-другому воспринимать и нельзя в данное время. такая форма эпатажа уже видится устаревшей.
    люди уже стали немного понимать, что политика=бизнес, а слова не=дело.
    поэтому трудно поверить в то, что искусственно созданный концепт полит. искусства является чем-то сногсшибательным. да вообще интересным.

    но работы в коллекции фонда Фоксаль и имеются в немалом количестве. и усопшую идею ангажированности нужно пока попридержать в псевдо-свежем состоянии, подрумянить как-бы. к тому же Артур может попробовать сделать плавный переход в большую политику. а это только наруку.

    в общем, в Польше уже почти устали ждать, когда наконец Жмиевского балатируют в правит.органы и куда. любопытно даже. но не больше)
  • khadikov· 2011-05-01 00:51:47
    А предыдущему комментатору кажется, что отстаивать свои убеждения в правит.органах недостойно художника. Постмодернизм кончился, батенька - вспоминая известную присказку - и вспоминая известную максиму - художник сегодня снова агитатор, горлан и главарь. А не мастер подмигивать - такое уж время наступило.
  • doragenau· 2011-05-01 05:55:12
    какие "свои мнения"?)))
    там не мнения, а скорее стратегии как лучше заработать - это как-никак политика. мнения народ в интернете высказывает)
Все новости ›