Мы катастрофически разучились слышать и понимать друг друга.

Оцените материал

Просмотров: 20602

Жизнь как комедия дель арте

Марина Давыдова · 07/10/2011
Современному россиянину все известно наперед и все «давно уже понятно», и этот тотальный детерминизм даже страшнее тотального цинизма

©  wga.hu

Неизвестный автор.  Сцена из комедии дель арте

Неизвестный автор. Сцена из комедии дель арте

​Начало XXI века, полагаю, войдет в российскую историю как время редкостного расцвета конспирологии и небывалого роста числа прозорливцев и бойких интерпретаторов  действительности. Не припомню, чтобы какое бы то ни было событие общественно-политической и даже культурной жизни последних лет не было трактовано (не отдельными сумасшедшими, а весьма многочисленными группами людей разного возраста, разных профессий, разных социальных кругов и разного интеллектуального уровня) характерными зачинами: «иначе и быть не могло», «так оно все и планировалось», «тут мы видим грамотное исполнение соцзаказа» и «это просто игра в очередной многоходовке».

Разумеется, приступы конспирологии и прозорливости были характерны для человечества и прежде (Тэффи смеялась: в Париже в эмигрантские газеты навалом шли письма от ее бывших соотечественников о том, как они всё предвидели в 1913 году. Тэффи говорила: сколько же умных людей было в России, и как же при таких-то умах могло ТАКОЕ случиться). И тем не менее мне кажется, что эпидемия сейчас вступила в особо обостренную фазу.

Заметили ли вы, что слова «роль», «функция», «сценарий», «проект» стали самыми популярными словами отечественной публицистики, критики и аналитики — и просто обывательской речи последних лет?

В воспаленном воображении современного россиянина жизнь предстает эдакой комедией дель арте. Это совершенно не значит, что она всегда смешна. Это значит, что ход событий в ней легко просчитать, а действия персонажей легко объяснить. У комедии дель арте две характерные черты — наличие постоянных типов (масок) и наличие некоего набора постоянных сюжетов (сценариев). Текст роли в них не зафиксирован. Внутри сюжетной схемы у артистов всегда есть зоны импровизации. Кажется, что это дает исполнителю (и его герою) большую свободу, чем в обычном театре, в котором хошь не хошь, а говори текст по ролям — как написано. Но свобода эта мнимая. Финал в комедии дель арте вычисляется на счет три, а какое-либо перерождение персонажа не предполагается в принципе. Не зная сюжета «Короля Лира», невозможно понять, какую эволюцию претерпит этот герой. Не зная сюжета комедии дель арте, можно не сомневаться: Панталоне к концу спектакля так и останется самонадеянным, скаредным и похотливым стариком, а Бригелла — разбитным и находчивым малым. Вот пройдоха, вот простак. Такой-то будет одурачен, а такой-то одурачит сам. Сегодня играется такой сценарий, а завтра другой. Но это все одна большая игра, в которой роли жестко закреплены за участниками представления.

В современной России люди, в представлении других людей, не живут — они играют роли в комедии (дель арте), сюжеты которой несложно просчитать.

Медведев выдвинул Путина в президенты. Чему же тут удивляться? Иначе быть не могло! О том, что местоблюститель Медведев выдвинет Путина на третий срок, было известно умным людям еще до рождения Медведева…

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:12

  • gg59· 2011-10-07 21:45:44
    Подмечено верно.
    Но главное - в отсутствии свобод. Публика сомневается, что мнения, существующие на поверхности, высказываются людьми свободными. Так ли уж публика неправа? Что мне до искренности людей несамостоятельных?
    Примеров очень много, ограничусь одним: если театральный критик одновременно и директор фестиваля, нет ли здесь конфликта интересов? Стоит ли такой критике доверять?
  • interRaptor· 2011-10-08 01:04:30
    Люди готовы усматривать сценарий во всем, так как им не хватает понимания происходящего – это банально.
    Страшно другое: все то, о чем пишет автор – лишь верхушка айсберга. Начинается все с уверенности, что происходящее вокруг – «кем-то хорошо проплаченная акция». А вот заканчивается рано или поздно уже клиническим параноидальным бредом. И динамика роста психических, пограничных заболеваний (особенно тревожных расстройств, напрямую связанных с нехваткой информации, определенности) на это указывает явным образом.
    Так что если уж решились приблизиться к этой бездне, то попробуйте и заглянуть…

    Но статья ценна именно тем, что не всякий человек может заметить подобные «тектонические сдвиги», подобные явления, казалось бы, очевидные, но, в силу своей глобальности, плавности развития, часто остающиеся невидимыми. Ведь мы все в той или иной мере являемся частью этого процесса и этого общества, хотим того или нет. Всех в равной мере затягивает этот водоворот событий… И если это так, то кому проще – тем, кто думает, что знает, чем все закончится или тем, кто знает, что все это множество событий абсолютно непредсказуемо?
    И тех, и других ждет психушка! :D Поэтому всем настоятельно советую просто заниматься своим делом и стараться не думать о «глобальных явлениях». Тем же, кто все-таки хочет продолжать думать, необходимо чувство меры. Главное – больше двигаться, вести здоровый образ жизни, и никакая шиза вам будет не страшна…
  • Ilya Ovchinnikov· 2011-10-08 03:00:06
    "На сайте OPENSPACE.RU рухнул сервер. «Видимо, решили стереть таким образом неугодные комментарии», — пишет широко известный в узких кругах ЖЖ-юзер". Смешно, что недавно интервью с Кентом Нагано, опубликованное здесь, исчезло со старого адреса и нашлось на новом, а комментарии к нему действительно были стерты, хотя наверняка случайно. Комментариев жалко как раз потому, что они тоже идеально подходили к теме статьи: дескать, не случайно здесь опубликовали интервью с дирижером, который хвалит Чернякова... надо ж было именно такого дирижера в Зальцбурге найти...
Читать все комментарии ›
Все новости ›