Носителей нравственного чувства власть не переносит.

Оцените материал

Просмотров: 48939

Зачем они нам?

Андрей Лошак · 23/12/2011
АНДРЕЙ ЛОШАК о морально устаревшей власти

©  GettyImages / Fotobank.ru

Зачем они нам?
В «Южном парке» есть эпизод, в котором выясняется, что Земля — это межгалактическое телешоу, теряющее популярность из-за самоповторов. С этим можно поспорить. Например, в минувшие выходные над сценарием явно работал какой-то любитель парадоксов. С разницей в день умерли люди, представлявшие два полюса политики. На Востоке — династический тиран-параноик, державший народ в страхе и подчинении. Венцом трудов Ким Чен Ира стала доктрина «сонгун». Это труднопереводимое слово означает что-то страшно воинственное, вроде «винтовка решает все» (ну, или «винтовка — это праздник», если переводить совсем уж литературно).

В воскресенье на Западе умер диссидент и поэт Вацлав Гавел, поставивший в центр своей политической программы такое неконвертируемое понятие, как «совесть». Он писал в начале 80-х: «Я выступаю за политику как практическую мораль, как служение истине, как по существу человеческую и измеримую человеческими мерками заботу о наших собратьях. Да, этот подход в нашем мире является крайне непрактичным и с трудом применим к повседневной жизни. Но я не вижу лучшей альтернативы».

Российские руководители отправили соболезнования сыну тирана и проигнорировали смерть Гавела. Дело не в кровожадности нашей власти. По сравнению с Северной Кореей любой режим будет выглядеть травоядным. Тут скорее вопрос моральный. Совесть противоречит макиавеллиевской традиции и геббельсовским технологиям, что делает ее практически несовместимой с так называемой реальной политикой, которую Гавел презрительно называл «политиканством». «Политиканство не имеет ничего общего с политикой, — писал Гавел, — первое хотя и может подменить последнюю, однако плоды подобной деятельности будут недолговечными. И уж точно мир от этого не изменится к лучшему». Возможно, на коротких виражах приверженность совести выглядит наивно и даже неумно. Но на длинной дистанции совесть — единственная работающая истина.

Носителей этого нравственного чувства наша власть отчего-то не переносит. Прошлой осенью почти скандально выглядело показное равнодушие государства к 100-летней годовщине со дня смерти Льва Толстого. 150 лет Чехову отмечали, Медведев даже в Таганрог приехал, сказал дежурные слова про «величайшего писателя», а про годовщину Толстого — ни слова. Думаю, Чехов для власти был безобиден со своим смиренным «Надо жить, надо жить», ну, то есть кесарю — кесарево, а мы лучше обнимемся и поплачем. Толстой же был бунтарем, перешагнувшим ту критическую черту, «где кончается искусство, и дышат почва и судьба». Он всегда начинал с себя, пытаясь первым показать нравственный пример. Его беспокойная совесть кричала: «Не могу молчать!» – когда пачками казнили революционеров. Она же привела Толстого к крамольным мыслям о никчемности большинства социальных институтов: церкви, государства и даже семьи. Толстой — вечный диссидент: его идеи всегда будут слишком смелыми для того, чтобы стать общепринятыми. На фоне этого титана поражает мелочное злопамятство нынешних власть имущих, хоть и церковь уже не та, и государство успело за эти годы три раза поменяться, а все равно боятся и ненавидят великого Льва. Скорее всего, из тех же ничтожных соображений не выразили соболезнований и народу Чехии — Гавел, как известно, запорол Путину наклевывавшуюся «Квадригу».

Думаю, немногие заметили, что в этом году исполнилось 90 лет со дня рождения еще одного великого диссидента — Андрея Сахарова. Гениальный физик, отказавшись от всех номенклатурных привилегий (а заодно и от накоплений — огромные по тем временам 140 тысяч рублей перечислил в Красный Крест и на строительство онкоцентра), посвятил жизнь борьбе с несправедливостью Советского государства. Сахарова не зря называли «совестью нации». Когда он умер, оказалось, что другого гуманиста такой величины в нашем обществе нет и не предвидится. Так и живем двадцать лет без нравственного ориентира, как-то даже привыкли. Никто на вакантное место особо и не претендует.

Никаких торжественных мероприятий по поводу юбилея «совести нации», разумеется, не было — вечер памяти в негосударственном Сахаровском центре не в счет. Зато были потрачены огромные бюджетные деньги на митинг движения «Наши», прошедший за месяц до юбилея на проспекте Сахарова. 50 тысяч юношей и девушек из условного Иванова свезли поддержать в сотый раз объявленную Путиным кампанию по борьбе с коррупцией. Москвичам тот день запомнился чудовищными пробками — ради никому не нужного маскарада перекрыли пол-Москвы. Тогда весь рунет впервые узнал об интеллектуальном уровне несчастных малолетних, растленных сотрудниками Администрации Президента. Видеоактивист Kamikadze_d выложил ролик, в котором спрашивал подростков, кто такой академик Сахаров. Все помнят это видео. Ответы были примерно такие: «Не знаю... Наверное, это тот, кто изобрел сахар?»
И это ужасный позор для страны. В новейшей российской истории не так много праведников, чтобы дети не знали их имен. Впрочем, неудивительно, что про Сахарова не рассказывают в школах. Если народ тогда еще Чехословакии избрал президентом бывшего диссидента, то у нас к власти пришли те самые люди, что душили инакомыслие в зародыше. Что уж говорить про тех семерых, что вышли в августе 68-го на Красную площадь протестовать против ввода танков в Прагу. Боюсь, их имена известны единицам, хотя искупительная жертва именно этих людей позволила тогда чехам грустно пошутить: «У нас теперь есть как минимум семь причин не ненавидеть русских».

Толстой, Сахаров, Гавел — великие гуманисты XX века, верившие в возможность ненасильственной нравственной эволюции человечества. Но современные российские лидеры предпочитают солидаризироваться с восточными деспотами. Им ближе взгляд на общество как на тупое стадо, которое без сильной руки поводыря немедленно сбросится с обрыва. Они не хотят понять, что народ, как и отдельные личности, способен как к деградации, так и к духовному росту. И если гражданское общество, несомненно, сейчас растет, то система — деградирует. Мизантропия больше не работает. Советский диссидент Андрей Амальрик писал о допрашивавших его чекистах: «Те, кто верит только в дурное в человеке, — а это установка КГБ, — в известной степени так же наивны, как и те, кто верит только в доброе, на этом я и надеялся сыграть». Надеюсь, на этом удастся сыграть в этот раз и нам.

История с двумя политиками, почти одновременно отправившимися на тот свет (впрочем, уверен, там их разведут по разным помещениям), особенно наглядно продемонстрировала духовное убожество наших национальных лидеров. Они так и не выросли из циничных 70—90-х. Какие только названия не придумывали путинской эпохе: монетократия, цивилизация углеводородов, элита утилизации — все они про вороватую чичиковскую копейку. Деньги заменили государственную идеологию. Нет ни народников, ни державников, но есть твердая уверенность, что «бабло побеждает зло». Страной правят Чичиковы — не слишком худые и не слишком толстые, не злодеи и не герои, прагматичные «господа средней руки», для которых государство — способ личного обогащения. Вспомните, как начинал Чичиков: какие-то махинации на таможне, там и первый капитал сколотил, так бы и процветал, но с новой крышей не договорился. Типичная биография чиновников путинского призыва. Они понимают толк в преумножении «копеечки», но ничего не знают про совесть. Скучные и плоские, как денежная банкнота, вдобавок и менеджеры неэффективные. Не очень понятно, зачем они нам. Впереди еще шесть лет, а уже челюсти сводит от одного их вида. Так быть не должно: огромную Россию возглавляют люди с психологией мелких бухгалтеров, дорвавшихся до халявных денег. Это какое-то чудовищное несовпадение масштабов.

Но время развивается по спирали. Кажется, мы входим на качественно новом витке в фазу романтических шестидесятых и восьмидесятых, когда людей интересует не только колбаса, но и, не смейтесь, духовные ценности. Этот запрос нынешние лидеры государства удовлетворить категорически не могут. Троица диссидентов, которым власть выразила свое презрение, как раз олицетворяет все то, чего ей не хватает: честности и убеждений. И в этом контексте митинг на проспекте имени академика Сахарова приобретает символический смысл. Именно отсюда должна начаться эпоха, в которой голос совести снова будет слышен.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:36

  • Blixa· 2011-12-23 16:45:06
    Спасибо Андрей. Рад снова регулярно читать ваши статьи на OS.
    Пишите чаще, пишите больше.
    Успехов вам!
  • Alexandr Butskikh· 2011-12-23 17:09:52
    Не буду ругать автора, как это привык делать.
    Северная Корея и Чехия - словно разность потенциалов, между которой корчится в родовых схватках Россия.
    Чем закончатся роды?

  • interRaptor· 2011-12-23 17:29:29
    Давно не слышал ничего более странного от «людей в пальто». Оказывается, нынешние лидеры государства не могут удовлетворить их спрос на духовные ценности. Просто вдумайтесь в эту фразу!
    Люди в пальто собираются на такой-то площади и как бы формируют спрос. Им теперь не хватает духовных ценностей. И они, по-видимому, искренне уверены, что их спрос порождает некое предложение. Быть может, они знают, что к ним на площадь придут эти самые новые лидеры? Этакие dei ex machina, сантаклаусы с мешками ценностей за спиной. Возможно, они уже сейчас могут назвать их имена? Что-то мне подсказывает, что нет, не могут.
    Тогда может быть, сами люди в пальто готовы играть роль лидеров – лидеров, одновременно и правящих нами, и одаривающих духовными ценностями? Нет-нет, люди в пальто, как правило, выше политики.
    Возможно, они добровольно готовы пополнить собой ряды российского чиновничества, чтобы хоть как-то разбавить собой чичиковых? Нет, как можно, ведь потом не отстираешься! Да и не дело это для людей в пальто.
    Но будучи выдающимися представителями общества потребления, они могут сделать для этого самого общества только одно – формировать спрос. И если спрос этот не будет удовлетворен [хоть кем-то], они откажутся быть частью общества.

    Чиновничество рассматривается людьми в пальто как некая низшая страта «жуликовиворов». И так как парадоксальным образом именно люди в пальто формируют представление о стратах, то и в стратах этих неизменно оказываются все те же «жуликииворы».
    Люди в пальто и «жуликииворы» – два непересекающихся множества. Они смотрят друг на друга… как на распоследнее быдло. И это несмотря на то, что вышли из одной шинели.
    Это вы, люди в пальто, придумали такую страну. Это вы придумали «жуликовиворов». А теперь хотите от них духовных ценностей. Уверен, вы их получите…

    Pathetic…
  • critic-observer· 2011-12-23 17:29:33
    Прекрасно!
  • Maria Markitanova· 2011-12-23 18:20:15
    браво!
  • Strait· 2011-12-23 20:42:04
    Тоже благодарю Андрея Борисовича. Очень злободневная статья. В точку - про чиновничество и отношение нашей власти к гуманистам, даже больше - к истории, и как его следствие - отупление молодого поколения (современные подростки в своем репертуаре, что Сахаров - это изобретатель сахара. Правда мы в 90-е об академике-правозащитнике тоже не проходили в школе, но представление имели). А о романтике слишком радужно - все-таки эпохи 60-х и 80-х и нынешняя слишком различаются и даже спираль времени не ставит их на одну доску. Сегодняшние митинги организуют не романтики.
  • karma-error· 2011-12-23 21:40:03
    "но и, не смейтесь, духовные ценности"

    Хочу такую надпись на футболку.
  • tridi· 2011-12-24 00:08:39
    //«Я выступаю за политику как практическую мораль, как служение истине, как по существу человеческую и измеримую человеческими мерками заботу о наших собратьях. Да, этот подход в нашем мире является крайне непрактичным и с трудом применим к повседневной жизни. Но я не вижу лучшей альтернативы».//

    То, что Гавел не видел альтернативы - ещё не говорит о том, что её не было.
    До Гавела было не раздробленное, а единое государство - Чехословакия. До Гавела - было изобилие чехословацких товаров, причем различных - от автомобилей до игрушек и ниток. А сейчас там повсюду - пластмассовая трава, вместо разнотравья и "пепси/кока-кола" - и ничего своего. Кроме пива, но и оно - не прежнего качества, а невкусное - сделанное по ускоренным технологиям. В магазинах продавщицы - украинки. А сами чехи - ходят расстроенными, понурыми вследствие тотального глобализма - а ведь думали, что свобода Гавела им принесет независимость, а принесла безработицу, бессмысленность и глобализацию (вместо прекрасной и разнообразной национальной промышленности). Ужасная история. А винят русских варваров - почему они газ-нефть бесплатно не качают в цивилизованную и свободную Чехию, как прежде)
  • tridi· 2011-12-24 00:25:09
    Конечная точка в истории ещё не поставлена. И оценка деятельности Гавела со временем может диаметрально поменяться.
  • Anton_Khitrov· 2011-12-24 00:25:27
    Горячее спасибо Вам за статью.
    2 tridi ну Вас с Вашим невкусным пивом. Чехия на 16 месте в списке Economist Intelligence Unit "Индекс демократии", выше, чем Великобритания, и проходит по разряду "Полноценная демократия".
    КНДР на почётном последнем месте, кстати.
  • Спасибо Андрею Лошаку за публичную, нормальную человеческую реакцию на эти две кончины. У вменяемого человека другой реакции быть не может, по определению. Другое дело, что власти в который раз подтвердили корневую, колебательную "срединность" России между Западом и Востоком (в худшем варианте). В данный период "на Олимпе" тяготение в сторону второго, с характерным для последнего тяготением к единовластию, деспотизму, пренебрежению к достоинству человека и его жизни. К сожалению,в большинстве своем, "нестоличая" Россия эти взгляды разделяет...
  • с характерным для последнего стремлением к ......
  • tridi· 2011-12-24 00:53:05
    to Anton_Khitrov
    //2 tridi ну Вас с Вашим невкусным пивом. Чехия на 16 месте в списке Economist//
    - Побывайте в Чехии, да поговорите с народом - ведь и Горбачёв во всех западных списках положительный герой, но на родине к нему относятся очень плохо.
  • negator· 2011-12-24 02:08:36
    Лошак, что за гнилые предъявы, с чего вообще должно было государство отреагировать на смерть фраерка диссидента, когда паханы дохнут?
    Не их это дело, по толстому тоже мутная телега, сравнил его тоже с Чеховым, ну не любят его в администрации, войной и миром пришибли, теперь там спасают школьников. Нет мы настучим всем, о падение.
    Что еще, совесть и политика, не совместимы, чувак, последнее высокоморальное правительство было кажись в Византии. Мораль она бля ведь порождается примитивными эмоциями, руководствоваться которыми при управление государством, бр-р.
    2interRaptor все правильно, браток, никто не хочет в чиновники идти и сукой становиться, а что поделать если зона у нас красная.
  • Misha Most· 2011-12-24 04:28:49
    Ваш "парадокс" в начале текста разбивается о тот факт что К.Ч.И. умер несколькими днями ранее. А сообщили об этом в воскресение.
  • kaplan-kaplan· 2011-12-24 08:10:42
    дядя, иди на баррикады. тебя вместе с этой властью списать надо.
  • Alexey Plastun· 2011-12-24 10:41:34
    Путин невзлюбил Гавела из-за самой успешной люстрации из всех, проведённых в Восточной Европе. Путин и коллеги опасались, что это может и на Россию перекинуться, но не перекинулось. Удержали. Оттого имеем, что имеем.
  • dense· 2011-12-24 10:45:43
    А зачем нам это всё? Кто такой Лошак? Просто "молодец"? Лошак, как путин, медведев, собчак и шендерович, тоже должен уйти со сцены общественной жизни. До свидания, лошак, сапрыкин и ксения собчак, вам пора уходить. Вам, вероятно, кажется, что вы еще недоразвернулись, чего-то недорассказали, недовысказали свою позицию, не успели как следует посидеть за столом общественного внимания, но на самом деле, ребята, так всегда и бывает, хочется еще последнюю минуточку посидеть, вам обидно, понимаю, но пора.
  • Марат Зинуллин· 2011-12-24 13:28:55
    http://www.vesti.ru/doc.html?id=667734
  • pv· 2011-12-24 15:16:45
    "В «Южном парке» есть эпизод..." -- действительно пора, пора уже кончать ЭТУ OS, со всеми ее лошатридями
  • marina_fomi· 2011-12-24 18:11:54
    спасибо, Андрей
  • Volandnews Camru· 2011-12-24 18:13:26
    у НИХ нюх свой-чужой очень даже развит.

    Ким Чен - Гавел

    ОНИ (которые с нюхом) никогда не перепутают и не солгут.
  • Костя Звягин· 2011-12-24 19:32:46
    а кто может управлять россией сегодня ?
  • ebenstein· 2011-12-24 21:24:24
    Как всегда на высоте!
  • mickey· 2011-12-24 22:25:21
    На высоте башни своей из слоновой кости...
    Человек то ли бронзовеет, то ли покрывается гламура корочкой хрустящей - как этот... крем-брюле.
  • Margarita Kirillova· 2011-12-24 23:26:33
    я прошу прощения, может чего-то неправильно поняла, но почему автор считает, что Церковь боится и ненавидит Толстого и поэтому "замолчала" его столетие. этот человек не был ее членом, почему она должна праздновать его юбилеи. со нравственными ориентирами у Церкви, по-моему, проблемы нет, в отличие от, ну да, общества в целом
  • pv· 2011-12-25 00:10:14
    обоже! именно что с нравственностью у любой церкви всегда проблемы, в отличие от Религий, которые они представляют своей властью... о Толстом: в Оптиной Пустыни его имя под запретом (так, для справки)
  • interRaptor· 2011-12-25 00:41:12
    А меня вообще всегда смешила эта чисто российская страсть к юбилеям. Почему-то считается, что отмечать надо обязательно как юбилей рождения, так и юбилей смерти. В некоторых как научных, так и литературных журналах иногда более половины материала приурочено к каким-нибудь юбилеям (и все чаще при полном отсутствии чего-либо хоть сколько-нибудь ценного). На телевидении каждый день празднуют чей-то юбилей. Афиши городов призывают отмечать юбилеи неких... абсолютно произвольно взятых личностей и их творческой деятельности. "Годовщина", как они это называют - до чего ж странное и дурное слово.

    В общем, какой-то непрекращающийся "Фестиваль Фестивалей Фестивалей" ((с) Йос Стеллинг). И иногда кажется, что в столице уже ни на минуту не умолкают салюты и фейерверки, праздник всегда с нами. Страна юбиляров!
    Вот уж действительно, зачем вы нам...
  • pv· 2011-12-25 00:52:16
    любовь к отеческим гробам - вестимо
  • interRaptor· 2011-12-25 01:48:09
    ...Любовь, принимающая воистину некрофилические масштабы...
  • Elena Poral· 2011-12-25 23:14:51
    Меня тоже удивила близость смертей- таких разных... запомнился фрагмент интервью Гавела- о несимпатичности общества потребления. Сегодня в новостях показали, как из Южной Кореи в Северную граждане пытаются носки теплые переправлять воздушными шарами через границу. Сюрреалистические реалии общества анти-потребления. И мы-посерединке, с нашим Толстым. Как-то надо с этим всем жить.
  • Raville Akhmedov· 2012-01-02 09:51:11
    Андрей, прекрасная статья. Однако, про Сахарова спрашивал не камикадзе_д, а фотограф aleshru http://www.youtube.com/watch?v=rXaBjjyZ5KU вот пруфлинк.
  • osyaman· 2012-01-02 15:34:15
    Андрей льет елей на душу среднего постсоветского интеллигента, который оглядевшись после десятилетия негласного общественного договора с властью - "вы нас не трогаете + колбаса", вдруг взыскует утраченной духовности и высокой морали + колбаса конечно. Вот только указать причины того, почему "понятие высокой морали" - удел праведников и овладевает умами одночек, Андрей почему-то не захотел. А это объяснение на удивление сформулировано Карлом Шмиттом в седьмой главе «Понятия политического»: «Все теории государства и политические идеи можно испытать в отношении их антропологии и затем подразделить в зависимости от того, предполагается ли в них, сознательно или бессознательно, “по природе злой” или “по природе добрый” человек. Различение имеет совершенно обобщенный характер, его не надо брать в специальном моральном или этическом смысле. Решающим здесь является проблематическое или непроблематическое понимание человека как предпосылки всех дальнейших политических расчетов, ответ на вопрос, является ли человек существом “опасным” или безопасным, рискованным или безвредным, нерискованным. … Когда речь идет об открытом анархизме, то уже совершенно ясно, насколько тесно связана вера в “естественную доброту” с радикальным отрицанием государства, одно следует из другого и взаимно подкрепляется. … Враждебный государству радикализм возрастает в той же мере, в какой растет вера в радикальное добро человеческой природы. … Соответственно сохраняет свою силу то примечательное и весьма беспокоящее многих утверждение, что во всех политических теориях предполагается, что человек – “злое” существо, т. е. он никоим образом не рассматривается как непроблематический, но считается “опасным” и динамичным»

    Но Паоло Вирно в своей статье "Антропология и теории институций" идет дальше и взрывает теорию Шмитта гипотезой о том, что полная риска нестабильность человеческого животного – вкратце, так называемое зло – ни в каком смысле не подразумевает образование и сохранение той «верховной власти», каковая есть государственный суверенитет. То есть уповать надо не на "абстрактную мораль" человека а как раз на то что по природе своей человек зол и опасен. поголовно Моральным людям вообще не нужно было бы государство.
  • Locknight· 2012-01-05 21:35:15
    Кстати вспомнили величайшего гуманиста прошлого века, создателя водродной бомбы А. Сахарова.
  • Lena Sennikova· 2012-01-10 17:59:23
    Прекрасная статья, как и другие. Спасибо. Сейчас мало что приятно читать. Тут так много кричат. Громко, разбрызгивая слюну... Смешные люди. Горлопанят, а лучше бы взялись и сделали что-нибудь. Жене цветы купить или сыночка наконец отвели на горке покататься, пошли вторую вышку получать или отвезли старые игрушки в приют. Странные эти маленькие смешные люди.
  • Anna Sparkling· 2012-01-14 07:51:49
    простихосподи, и тут сидят нашисты что ли? куда нашистам седло? не в обиду. по статье - какие у наших лидеров друзья, такие и они сами. что тут сказать. рыбак рыбака. кндр, венесуэла, сирия, ливия вон была тоже почти. добавить нечего.
Все новости ›