Кто хочет концепций, смотри Гринуэя! Мне, признаться, милее история, сыгранная чудесными русскими актерами.

Оцените материал

Просмотров: 24965

Скоро грянет «Буря»?

Алексей Бартошевич · 31/05/2011
Спектакль Деклана Доннеллана в контексте постановок последней шекспировской пьесы в России

Имена:  Деклан Доннеллан · Игорь Ясулович

©  Предоставлено МТФ им. А.П. Чехова

Сцена из спектакля «Буря» Деклана Доннеллана

Сцена из спектакля «Буря» Деклана Доннеллана

«Буря» — одна из самых знаменитых и, вероятно, последняя пьеса Шекспира, — в сущности, прошла мимо русского театра. В 1905 году А.П. Ленский поставил ее в Малом театре, но нашел для этого не слишком удачное время. Премьера состоялась в октябре 1905 года, когда жителям Москвы было не до шекспировских фантазий. Самая концептуально интересная постановка пьесы была создана в 1919 году Федором Коммиссаржевским в своем театре с довольно длинным и противным названием ХПСРО (Художественно-просветительский союз рабочих организаций). Классически величественный Константин Эггерт, премьер Камерного театра, играл Просперо (тогда принято было делать ударение на втором слоге), а юный Игорь Ильинский, прыгая с одного огромного куба на другой, — Ариэля, в котором режиссер увидел некое странное существо, полулягушку-полуобезьяну. Все действие происходило на черном фоне, и, кроме кубов, на сцене ничего не было. Спектакль ставился в абстрактно-философском, романтизированном, немецко-университетском духе, как многое из того, что делал Коммиссаржевский, вообще тяготевший к германской культуре. «Буря» была последним и, вероятно, лучшим его спектаклем в России. Потом он уехал и стал знаменит в английском театре, где попытался ставить Шекспира в новейшем стиле европейской режиссуры: англичане при этом испытали восторг, смешанный с ужасом.

©  Предоставлено МТФ им. А.П. Чехова

Сцена из спектакля «Буря» Деклана Доннеллана

Сцена из спектакля «Буря» Деклана Доннеллана

После Коммиссаржевского о «Буре» у нас забыли на много лет. Несмотря на то что Шекспир переполнял отечественные подмостки и только ленивый не ставил «Отелло» и «Укрощение строптивой», перед «Бурей», этой философской поэмой, итогом творчества Барда, его завещанием человечеству (и так далее, см. любой учебник), российская режиссура испытывала не то чтобы робость, но какое-то отчуждение. Кому в нашем театре и в нашей стране было дело до волшебных картин, летающих духов и постренессансных утопий? Даже в последние десятилетия ХХ века, когда европейский театр и, шире, европейская культура увидели в прощальности шекспировской пьесы нечто близкое себе и крупнейшие режиссеры Запада брали «Бурю» нарасхват, у нас стоял полный штиль. Кто только не ставил пьесу «там»! В театре — Джорджо Стрелер, Питер Брук, Питер Холл; в кино — Дерек Джармен, Питер Гринуэй, и это только некоторые примеры. В «Книгах Просперо», избыточно-барочном фильме с величественным, малоподвижным Просперо — старым Гилгудом, Гринуэй развертывал картину цивилизации, которая гибнет под грузом собственной перенасыщенности, повествовал о судьбе культуры, которой, так сказать, слишком много. Фильм был построен на отсылках и аллюзиях — то к скульптурам Микеланджело, то к лестнице святого Лаврентия, то к картинам Веронезе и Тинторетто. Образ великой, но прогнувшейся под собственной тяжестью культуры. В финале магические книги Просперо (среди которых, между прочим, первое фолио Шекспира) горят и тонут. Вся огромная, многовековая, переусложненная цивилизация предается огню и воде. Но этот апокалиптический финал не вызывает мрачных ощущений, — напротив, он рождает некоторый вздох облегчения. Сбросив с себя тяжелый груз культуры, человечество вздыхает свободно. Можно сколько угодно возражать против этой философии, но самый характер фильма отвечает космическому размаху финальной драмы Шекспира (автор может не знать, что пишет последнюю вещь, но сама вещь о себе это знает).

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • Anna Yampolskaya· 2011-05-31 23:19:16
    В Лондоне народ выл от восторга от колхозных церер.
  • dmitrevs· 2011-06-09 23:15:54
    Алексей Вадимович, цейтлиновская "Буря" была в 1994 году. Это первая "Маска" и пожар Казанского ТЮЗа. 30 лет никак не выходит. 30 лет назад Цейтлин еще учился в институте...
    М.Дмитревская
  • Elena Ouspenskaia· 2011-07-04 09:18:12
    простите, 30 лет назад Борис Цейтлин уже не учился в институте, а прекрасно работал в театре. Бурю же он поставил, если не ошибаюсь, в году 1994.
Читать все комментарии ›
Все новости ›