Оцените материал

Просмотров: 18467

Генерал Куропаткин в Черкизове

Илья Кукулин · 28/07/2009
Особенностью российских споров о Китае и Японии было почти полное отсутствие внимания к устройству общества и образу жизни этих стран

Имена:  Джованни Арриги

©  www.alabin.ru

Плакат времен русско-японской войны

Плакат времен русско-японской войны

Сегодня речь пойдет об очень, к сожалению, актуальном для нынешней России сюжете. Когда современное общество вдруг узнает, что где-то неподалеку есть общество вполне успешное, но непохожее по образу жизни и способу хозяйствования, первой реакцией на такое открытие часто становится паника. Именно из-за сочетания успеха и инаковости. Особенно впечатлительными оказываются политические и культурные элиты. Правда, как раз им эта впечатлительность обычно приносит того или иного рода дивиденды.

После закрытия в Москве Черкизовского рынка, на котором торговали преимущественно китайцы и вьетнамцы, и грозных заявлений Ю.М. Лужкова в их адрес становится особенно интересно, каким образом в России формировались мифы о «желтой опасности» в прежние времена. Об этом подробно рассказывает книга канадского историка Дэвида Схиммельпеннинка ван дер Ойе «Навстречу восходящему солнцу: Как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией». Автор начинает с хорошо известного политикам факта: политика России на Дальнем Востоке в конце XIX и начале ХХ века была очень противоречивой. Администрация Николая II одновременно пыталась дружить с Китаем, отобрать у китайцев Маньчжурию и привлечь на свою сторону уйгурских повстанцев (они уже и тогда были), а к Японии вообще мало кто относился всерьез. Знаете, откуда взялось выражение «шапками закидаем»? Из русских газет кануна войны с Японией: они писали, что японцы, увидев казачью мохнатую шапку, сразу дадут деру и русские войска тут же будут в Токио.

Как показывает ван дер Ойе, это все произошло потому, что Николай II и его администрация находились под влиянием сразу нескольких противоречивших друг другу идеологических программ: расистского империализма Николая Пржевальского (по мировоззрению наш знаменитый путешественник, как выясняется из новой книги, был ближе всего к английским колонизаторам Африки); идеи мягкой экономической экспансии на Восток Сергея Витте; антизападного стремления осмыслить Россию как азиатскую страну, свойственное приближенному Николая князю Эсперу Ухтомскому, прародителю евразийцев; и тактики генерала Куропаткина, который считал, что вражеские силы окружают Россию и с востока, и с запада, поэтому она должна оккупировать Маньчжурию и создать там «буферную зону» против китайского проникновения в Сибирь. А пока в дворцовых кабинетах боролись эти концепции, сибирские и дальневосточные газеты требовали остановить наплыв китайских рабочих-мигрантов и даже сравнивали их по степени потенциальной опасности с евреями в Европейской России.
Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›