Основная функция книги — получение удовольствия.

Оцените материал

Просмотров: 44536

Дина Сабитова: «Школьные навыки социализации могут пригодиться только в армии»

Мария Скаф · 02/11/2011
Автор трилогии о детях-сиротах беседует с МАРИЕЙ СКАФ о табу в детской литературе, домашнем обучении, детдомах и о надежде на лучшее

Имена:  Дина Сабитова

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Дина Сабитова

Дина Сабитова

— Каков, на ваш взгляд, главный тренд современной детской литературы в России?

— У нас сейчас активно переводится и издается европейская, а особенно скандинавская литература, которая направлена на обсуждение с детьми сложных тем, таких как насилие, наркомания, болезни. Это не очень привычные темы для нашего менталитета, но в результате отечественные авторы тоже подпадают под это влияние, пытаются осваивать новое пространство. Однако знаете, это палка о двух концах. С одной стороны, хорошо, что у нас наконец появилось какое-то количество подобных книг, потому что ребенок, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией, имеет возможность переработать ее через художественный текст. Но есть и отрицательная сторона. Мы должны понимать: да, жизнь, безусловно, может быть трагична, но далеко не все дети сталкиваются с этими тяжелыми жизненными ситуациями. И если вдруг ребенок живет в хорошей семье, у него хорошая школа и хорошие друзья, спокойная жизнь, а на полках библиотеки одна только чернуха про девиантных подростков и трагический развал семьи, то что получается? Такой ребенок узнает о жизненной изнанке, но при этом не может найти самого себя, свою нормальную жизнь в книге.

— О чем с детьми все же говорить не стоит? Есть в детской литературе табу?

— Дело в том, что дети могут спросить о чем угодно, и самое поганое — это ответить: «Тебе пока рано об этом знать». Я уверена, и на этом стою, что не соврать, правильно подобрать слова и ответить можно практически на любой вопрос. Так что говорить с детьми можно обо всем: и о наркотиках, и о предательстве, и о смерти, и о политике. Единственное, чего не должно быть в детской литературе, — нравственной всеядности, абсолютной терпимости, когда мы уже можем оправдать, «понять» любую гадость и подлость. Мне кажется, что на каком-то этапе ребенку важна «чистая литература»: есть добро — есть зло, есть правда — есть ложь. Полутона, конечно, должны появляться с возрастом, но изначально ребенок должен научиться различать чистые цвета.

— Какая часть жизни ребенка совсем не отражена в словесности? Чего не хватает?

— На фоне засилья сказочно-фантастических книг (не важно, хороших или плохих) почти вымер, например, жанр школьной повести. Конечно, понятно, почему школьная повесть исчезла: если писатель начинает писать о школе, в большинстве случаев становится ясно, что написанное — абсолютная выдумка, к реальности не имеющая никакого отношения. Школа очень сильно изменилась за последние двадцать лет. Человек, выросший в 60-е годы, в начале 80-х мог спокойно писать книги о школе, потому что хорошо себе представлял, как оно там все внутри устроено: школа была практически неизменной. Но мы, взрослые люди, учившееся в 80-е, просто не знаем, что сейчас делается там, внутри школы, какой там сленг, какая там обстановка, что вообще происходит там с нашими детьми.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • Отличное интервью. Спасибо.
  • Diana Lapshina· 2011-11-04 00:39:22
    =>Так что навыки социализации, приобретаемые в школе, нужны разве что для выживания внутри самой школы. Ну, или в армии. Или в тюрьме.

    Не вполне согласна. Социализация - в первую очередь пригодится ребенку, когда он станет взрослым и придет в рабочий коллектив. Ни для кого не секрет, что раб.коллектив не всегда приятный, в нем зачастую собираются случайные люди, с которыми может и не стал бы никогда общаться вообще. И с ними точно также надо уметь сосуществовать.
  • Ирина Корсакова· 2011-11-04 08:20:08
    Все дело в том, что у нас не может вот так вся страна разом взять и перейти на домашнее обучение. Родители и без того мало внимания уделяют своим детям, а школа пока выполняет сдерживающие и воспитательные функции. Посмотреть хотя бы на то, какими дети приходят в институты и университеты.
    Плюс ко всему, большое число коллег писательницы, также детских писателей, работает в школах и вузах. Так что говорить о таком уж безобразии в школах - как-то кидать камень в огород своих же товарищей. Есть прекрасные учителя, их немало. Есть все время видеть только плохое - что ж... Это частная точка зрения.
    И, как человек в свое время тоже прошедший через домашнее образование, могу сказать - мне повезло, что мной занимались разные учителя. В то, что один родитель способен вытянуть всю школьную программу по нынешним обстоятельствам жизни в России - я не верю. Надо быть человеком не только максимально образованным, но и уметь сподвигнуть ребенка на занятия, и иметь достаточное количество времени. Еще лучше - не работать. А большая часть россиян, как мы знаем, занята банальным выживанием. Во все времена.
  • Olga Smirnova· 2011-11-05 20:38:01
    Грустно все, что здесь сказано про школу, и безответственно. Сейчас становиться модным обучать ребенка дома. Часто люди по влияние моды и вот таких пламенных речей совершают опрометчивые поступки. Я согласна с Ириной Корсаковой один родитель не способен вытянуть всю школьную программу. Часто говорят, что этот человек не один, задействована вся семья. Но в обычной российской семье не наберется 8 предметников. И даже хорошо зная, например, химию можно совершенно не уметь ее объяснять.

    А люди идут на поводу у популистов, а в итоге страдают их дети. Страдают не в том, что мучаются, а в том, что не получают необходимого образования.
  • Дина Сабитова· 2011-11-06 00:24:17
    Ольге Смирновой. Вы учились в школе у профессиональных учителей. Но то, сколько вы делаете ошибок в пунктуации, заставляет сомневаться, что школа вас чему-то научила:)
  • Olga Smirnova· 2011-11-06 22:22:00
    Дина Сабитова, представьте, что такие, как я, возьмутся учить своих детей русскому языку сами. У моих детей же не будет ни единого шанса стать грамотными:) А если учесть, что 85% населения России пишут с грубыми ошибками, то как эти люди смогут научить своих детей правилам русского языка?

    А вы сами получили образование в школе или учились дома?
  • Timur Susenin· 2011-11-07 18:35:40
    =>Не вполне согласна. Социализация - в первую очередь пригодится ребенку, когда он станет взрослым и придет в рабочий коллектив. Ни для кого не секрет, что раб.коллектив не всегда приятный, в нем зачастую собираются случайные люди, с которыми может и не стал бы никогда общаться вообще. И с ними точно также надо уметь сосуществовать.

    Значит надо валить с такого коллектива и идти туда где люди адекватные.
  • Александр Жаров· 2012-06-22 13:47:53
    Обучаем двоих наших детей по семейной форме образования, нелегко, но того стоит!
Все новости ›