В клубах дыма и в пене рождается новая жизнь, торжественно сливаются капли масла, дигитальные вибрионы катятся колбаской к свету, разыгрываются маленькие трагедии из жизни динозавров...

Оцените материал

Просмотров: 47056

«Древо жизни»: вход в пустоту

Василий Корецкий · 09/06/2011
Победитель Канн в широком российском прокате

Имена:  Терренс Малик

©  West

Кадр из фильма «Древо жизни»

Кадр из фильма «Древо жизни»

Немолодой архитектор Джек (Шон Пенн) просыпается в комфортабельной стеклянной клетке с галечным садом, в котором одиноко растет тощее деревце, потом оказывается на работе — в другой стеклянной клетке, пороскошней и попросторнее (тут тоже есть дерево в кадушке, оно символически опутано металлическими тросами), ссорится по телефону с женой, мысленно проклинает человечество (все плохие, все завистники) и немедленно отправляется в интроспективное путешествие лет на сорок назад. Там Джек еще ребенок, вместо белоснежного хай-тека — уютный дом в пригороде, а окружающая взрослого героя пустота заполняется жизнью во всех ее проявлениях — братья, мама (разумеется, добрая, мудрая и любящая), папа (разумеется, строгий, но справедливый), собаки, лягушки, соседи и т.д. Время от времени усредненный сценарий взросления мальчика прерывается видами, снятыми с точки зрения Бога, не меньше: в клубах дыма и в пене рождается новая жизнь, торжественно сливаются капли масла, дигитальные вибрионы катятся колбаской к свету, в океанской толще кружат медузы, скаты и рыбы-молот, разыгрываются маленькие трагедии из жизни динозавров... Все предсказуемо движется к слиянию галактик (инсценированному при помощи обычного молока), морю огня и воскрешению мертвых на пляже. В динамиках хуярят Бах и Берлиоз. Как известно, смотреть на огонь и облака — особенно под хорошую музыку — можно бесконечно.

Несмотря на обилие иудео-христианских аллюзий и прямых цитат из Ветхого Завета (в первую очередь — Книги Иова), новая и, судя по пафосу, итоговая работа Теренса Малика хорошо ложится в популярную психологическую концепцию старческого пантеизма, согласно которой угасание жизненных функций и либидо сопровождается повышенным интересом к пению птиц в листве и умением находить мягкое удовольствие в медленных прогулках на свежем воздухе. Интерес к листве режиссер, впрочем, начал проявлять с самого начала карьеры: уже «Пустоши» были полны псевдодокументальных, как казалось по тем временам, кинозарисовок — коровы, лесостепь, городские насаждения. Дальше была саранча, джунгли Океании, устрицы и желуди Вирджинии... Все усиливающаяся роль медитативных (эффект съемки со стедикама) проходов камеры по полям и лесам в поэтике Малика сопровождалась все возрастающей любовью к человеку. Каждый последующий фильм со все большей очевидностью подчеркивал мысль о том, что мы, как и коровки с кузнечиками, — твари Божьи или, если хотите, такая же часть Природы, как рыбы и реки, насекомые и джунгли. Этот мудрый гуманизм (говорю без иронии) позволял Малику опасно приближаться к банальности, но при этом не превращаться в Мистера Очевидность. Даже «Новый свет», великая энциклопедия общих мест, при просмотре вовсе не кажется таковой. Да, тут, конечно, многое зависит от психоделической, отстраненно-расслабленной манеры съемки, но главное в режиссерском методе Малика — его искренняя уверенность в том, что, делая ремейк диснеевского мультфильма, он говорит о самом важном на свете.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • bezumnypiero· 2011-06-09 19:00:16
    отличный фильм, не пропустите.
  • lisa· 2011-06-09 21:33:25
    обязательно посмотрю
  • Georgy Georgia· 2011-06-09 22:55:55
    Это Шедевр!!!НЕ пропустите,ни в коем случае!
  • sadaschuyuan· 2011-06-10 03:09:49
    у меня абсолютно то же впечатление о связи фильма с enter the void - и в визуальном смысле, и в отношении выхолащивания смысла.
  • Yuri Levin· 2011-06-10 13:04:23
    Я привык с уважением относиться к любому труду. Но это, извините, смешная рецензия. Поразительный пример несоответствия скромных возможностей автора возможностям режиссера, которого он пытается разбирать.
  • sir-charlie· 2011-06-10 20:49:57
    "Эта тоскливая пустота звучит тем громче, чем активнее Малик пытается заполнить ее всякими суррогатами типа религиозных максим или грандиозных эффектов"

    Вот бл..., г-н Рецензент снисходительно поучает, про "суррогаты типа религиозных максим". Это ж, возиться с крысами, посильнее Фауста и покруче, чем "религия - опиум для народа" - в опиуме-то хоть не про суррогаты, а про чистый продукт.

    Я не собирался смотреть этот фильм. А теперь, после такого ослепительного поучения, в коем Рецензент - Столп Вселенной, а у стоп Столпа крутятся всякие-разные, ну там Малик или типа бог какой-нибудь, - непременно посмотрю. Куда ж деваться))
  • Sazonov· 2011-06-10 22:10:21
    нужно тогда и мнение "за"
  • zAdorno· 2011-06-11 02:03:57
    Если автор текста позволяет себе фразу: «В динамиках хуярят Бах…», то хочется ему тихо возразить: «не пизди». Для Корецкого это могло бы стать первой заповедью.
  • Михаил Погорелов· 2011-06-14 17:00:56
    Уважаемый автор, вы умудрились написать очень неудачный текст, поверьте. Посмотрите фильм еще раз
  • workingclass· 2011-06-14 17:20:11
    Согласна с рецензией, фильм напичкан общеизвестными истинами, они реально мешают проживать вместе с героями трагедию, опустошают ее.

    Возьми моего 19 летнего сына, дорогой бог, будь счастлив, и не подавись.

    Режиссера мало интересует личная драма героев, он все время переключается на общие религиозно-гуманистические места. красивая картинка, мощная музыка, много пафоса. но все это какой-то мертвый материал, до предела рационализированный: смирись - и будет счастье. Древо жизни - это нудная песня о пути примирения с миром зла, бессмысленных войн (сын погиб на войне?).

    Триер в "Антихристе" на тему равнодушно-несправедливой природы радикально сильнее и честнее, по-моему, выразился.
  • Pavel Zolotarev· 2011-06-14 22:01:40
    Уважаемый господин Корецкий, в динамиках вовсе не хуярит Бах и Берлиоз. Прежде чем писать о музыке, если вы в ней не разбираетесь, просто уточните для начала, что именно вы слышали. А потом уж имена и фамилии. В фильме хуярит реквием Збигнева Прайзнера и произвидение Бедржиха Сметаны.
  • Олег Балбеков· 2011-06-15 14:52:06
    крутотень!
  • Afilla· 2011-06-15 18:56:57
    Шестая подряд ругательная рецензия на Древо. Если б не посмотрела, тоже бы обиделась за Малика. А так обиделась на Малика, присоединяюсь. Как-то вышел он весь... в красивость мыльного пузыря.
    Почто в Каннах Ларса обидели?
  • rupoet
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • randomizeverything· 2011-06-16 21:33:52
    Отличная рецензия, спасибо! Теперь совершенно точно смотреть этот фильм не буду.
  • Hans Meier· 2011-07-23 01:02:24
    Полностью согласен с автором рецензии: в фильме несколько очень удачных сцен и идейных задумок, которые, к сожалению, перемешаны без связи с слишком длинными картинами природы и опять же без связи с религиозными мотивами. У меня сложилось впечатление, что Малик пытается изобразить, что фильм о чем-то очено важном и при этом еще свою мысль подчеркнуть, так чтоб уже никто в этом не усомнился. На самом деле сам фильм до зрителя это никаким образом не доводит и Малику можно только посочувствовать...
Все новости ›