А все-таки хорошо было бы, если бы на Красной площади действительно росли подсолнухи…

Оцените материал

Просмотров: 15380

«Рождественские» сочинения Джона Ноймайера

Анна Гордеева · 06/01/2011
«Щелкунчик» великого хореографа явил нам образ идеального балетного мира

Имена:  Джон Ноймайер

©  Holger Badekow

Сцена из балета «Щелкунчик»

Сцена из балета «Щелкунчик»

Собор Василия Блаженного стоит посреди заросшего подсолнухами поля. Балетмейстер императорского театра является в гости к советнику Штальбауму в демоническом черном плаще с кокетливым розовым подбоем. Старшая дочь советника служит в балете, и никто из светских гостей не видит в том ничего дурного. Просто это не совсем Василий Блаженный, не совсем мариинский балетмейстер (пусть вставной номер из этого спектакля, под названием «Павлова и Чекетти», и был подарен автором ученице балетной школы Лопаткиной) и совсем не тот балет, что был в России в конце XIX века.

Спектакль Джона Ноймайера, который традиционно показывают в Гамбурге в рождественские дни, отправляет нас не в сказку Гофмана (от «Щелкунчика» остались лишь имена персонажей), а в образцовый балетный мир. В тот театр, каким он должен быть, по мнению хореографа. Детский мир. Чистый мир. Очень искренний.

©  Holger Badekow

Сцена из балета «Щелкунчик»

Сцена из балета «Щелкунчик»

Главной героине в этом спектакле исполняется двенадцать — и никакой «поэтической женственности» еще нет в девчонке, которую играет Элен Буше. Вся из острых углов, распахнутые глазищи, куда девать руки — не знает, шея длинная и красивая, но как-то по-куриному периодически ныряет в плечи, когда девчонка удивляется. А удивляет ее практически все: наряды дам, бойкие танцы кадетов, приведенных на праздник братцем, молодой офицер, за этими кадетами присматривающий. Кукла-щелкунчик, которую снисходительно дарит этот самый офицер неловкой малявке (он ухаживает за старшей сестрой, и к младшей надо быть внимательным). И, рассматривая собравшееся на домашнем балу у Штальбаумов общество, припоминая, что впервые эту историю Ноймайер показал во Франкфурте аж в 1971 году, внезапно понимаешь: да ведь это же проект театра. Осуществившийся — и продолжающий осуществляться. Потому и танцуют «Щелкунчика» каждый раз в финале года, а не только потому, что вот именно эта музыка должна звучать перед Рождеством.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›