Если руководствоваться определением «Википедии», то на сегодня репертуарных театров у нас в столице практически не осталось.

Оцените материал

Просмотров: 11497

Школа мигрантов

Александр Попов · 15/10/2010
В день выхода из типографии журнала «ТЕАТР» мы публикуем один из самых острых его текстов: о распаде пресловутой репертуарной системы в Москве

©  РотФронт / OPENSPACE.RU

Школа мигрантов
По поводу «российского репертуарного театра» высказались, кажется, уже все, от консерваторов до модернистов, и высказались не единожды. «Великая традиция, основа основ, национальное достояние, которое во что бы то ни стало нужно отстоять, защитить и сохранить», — утверждают одни. «Остатки социалистической экономики, бюджетная воронка, бессмысленный и ханжеский пережиток прошлого», — настаивают другие. По доброй традиции наши театральные споры чаще всего настолько же темпераментны, насколько бессмысленны. Оппоненты не утруждают себя доказательствами. Берут кто глоткой, кто авторитетом, порой давят на жалость. Они не пытаются услышать, тем более понять друг друга.
«Шумим, братец, шумим…»

Давайте договоримся о терминах

А если, прежде чем шуметь и бороться, попытаться понять, что и от кого мы, собственно, защищаем? Вот, к примеру, само понятие «театр». Что это? Здание — стены, кулуары и коридоры, где двадцать или пятьдесят лет назад наши кумиры творили настоящее искусство? Название учреждения, за которым традиции десятилетий успехов, поражений, ожиданий и потерь? Артисты и режиссеры той труппы, которая нынче работает в этом здании и под этим названием? Только ведь все это не одно и то же.

МХАТ Второй менял прописку, перемещаясь с Тверской на Малую Дмитровку, а потом на Театральную площадь. Совсем в другое время «Современник» из гостиницы «Советская» переехал на площадь Маяковского, а позже поселился на Чистых прудах. Театр имени Станиславского никуда не переезжал, но никак не укладывается в единое целое эпоха Бориса Львова-Анохина; годы, когда под руководством Андрея Попова здесь дебютировали Анатолий Васильев, Борис Морозов, Иосиф Райхельгауз, и все, что случилось с этим театром потом. Театр Пушкина времен Бориса Равенских, Алексея Говорухо, Бориса Морозова, Юрия Еремина и Романа Козака — это один театр или пять? Театра Анатолия Эфроса не было — но он был, и вслед за режиссером переезжал из Центрального детского в Ленком, потом на Малую Бронную, а оттуда — по трагической кривой на Таганку. Разве в здании или в названии было дело? Уходя, режиссер уводил за собой не только своих актеров и свою публику, но нечто большее, нематериальное, что, собственно, и было Театром Эфроса.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • murasaki· 2010-10-15 16:07:45
    И что в ней ОСТРОГО???
  • pronin· 2010-10-15 18:21:17
    Текст чрезвычайно острый. И я не могу не согласиться с глубокоуважаемым автором, что камлания о русском репертуарном театре в большинстве случаев сегодня похожи на отправления первобытных религиозных верований - когда молились камням и руинам. И когда театральная общественность бросается поддерживать какую-то разгоняемую репертуарную труппу (не провинциальную, где дефицит театра, а столичную, где избыток плохого театра), речь, разумеется, чаще не об идеалах каких-то там "систем", а о банальной социальной защите актеров, выкидываемых на улицу. Остроумная идея "актерского агентства" этот аспект учитывает, но не учитывает другой.

    Пачка трудовых книжек в отделе кадров театра - своего рода грузило, которое не позволяет театру превратиться в прокатную площадку, музей восковых фигур, анатомический театр, пещеру ужасов, аквариум с экзотическими рыбами, хотя, право же, в дирекциях всегда найдутся деловые и нестранные люди, что организуют подобную метаморфозу за 5 минут. И мне лично это малосимпатично, ибо хороший музей восковых фигур хуже плохого театра. К тому ж, есть опасность назавтра проснуться в провинции: остался один оперный театр, один драматический, одна музкомедия плюс фрики-экспериментаторы в подвале на окраине. А актерское агентство занимается подбором тамад на свадьбы и снегурок на елки. На сегодня от подобного кошмара нас страхуют заслуженные и народные, похмельные и злые, пришедшие на сбор труппы, увидевшие экзотическую рыбу - и давай трезвонить знакомому депутату. На том стоим... Я сознательно утрирую, но тут есть реальная опасность.

    Это, скажем так, административно-коммерческий аспект. Но имеется и творческий. В Петербурге есть два театра, которые почти полностью соответствуют званию репертуарных: Александринка и МДТ. И это именно те театры, в которых работает система актерского тренинга. Она тут включена в структуру повседневности. И актерская молодежь тут развивается, шлифует полученное на студенческой скамье, черпает новое от приглашенных постановщиков, находится в непрерывном контакте с опытными актер актерычами. И эта молодежь - главная надежда завтрашнего дня. Где и как будут практиковаться молодые ребята в рамках "агентства"? Месяц работы на постановке по контракту - не время тренинга, а время показать мастерство. Или они так и будут вариться в своей студенческой группе, со своим педагогом? Сейчас такая тенденция заострилась как-то у нас, и грызут мысли, что она порочна. Все преподают Станиславского по-разному, и не все хорошо, не правда ли?
  • prostipoma· 2010-10-19 23:12:23
    Удивительно, уважаемый Пронин, что Париж не превратился в то, что Вы пророчите, невзирая на отсутствие пачек трудовых книжек и лишь при паре казенных трупп. Почему в Германии молодые актеры способны развиваться несколько в другой системе?
    В любом случае, необходимости радикальной, пардон, стерилизации московского и спб театра и театральных ВУЗов никто не отменял, кризис перепроизводства вопиющий.
    Примеры АТ и МДТ некорректны, еще недавно АТ был не лучше и не хуже других и никакой особой молодежи там не было, сказать что у Додина какая то особо дивная молодежь - что то как-то туго растет, все равно боевое звено там все тоже что и десять лет назад. В любом случае, опять нужны наполеоны. Почему Фольксбюне или Бургтеатр Вены могут без этого?
Все новости ›