назад

Анатомия скудоумия

Фильм «Анатомия протеста», показанный телеканалом НТВ в марте, вызвал бурю возмущения у протестно настроенной публики. К выходу второй серии Openspace призывает смирить чувства, включить разум и коротко проанализировать средства, которые используют авторы подобных проектов. Средства, скажем прямо, простейшие. Важно понимать, что пропаганда лишь в редких случаях является ложью в чистом виде. Как правило, это коктейль из правды и лжи. В частности, в фильмах типа «Анатомии» используются реальные кадры, а вот монтаж и закадровый текст — это уже искусство пропагандиста.

Если на картинке идет дедушка с авоськой, то говорить, что это юный лыжник, никак нельзя — ложь будет очевидна. Зато можно сказать много других вещей, которые в противоречие с картинкой входить не будут.

Например, можно без боязни быть схваченным за руку сообщить, о чем дедушка сейчас думает, чем болеет и почему, что у него в кармане, кто его родственники, знакомые и покровители, отсутствующие в кадре, что он делал до попадания в кадр, что сделает после. Наконец, можно уверенно сказать, чего дедушка не делает, и даже не погрешить против истины.

Перечисленные возможности дают автору закадрового текста широчайший простор для фантазии. И вот уже дедушка, движимый алчностью и симулируя язву желудка, идет по заданию британских спецслужб в направлении режимного объекта с тысячей долларов во внутреннем кармане пиджака. Для тех, кто особо чувствителен к правде, можно добавить, что в этот день он не убил ни одного ребенка и не поджег рейхстаг.

Ну что, господа? Дедушка хороший или дедушка плохой? Есть ли ему место в нашем обществе, которому как никогда необходима консолидация? Встает дедушка с колен или, напротив, раскачивает галеру? То-то, товарищи, то-то.

Вот, собственно, и весь небогатый арсенал приемов, которыми может овладеть каждый желающий. Даже такую безобидную девочку, как Красная Шапочка, описанными простыми средствами легко превратить в коварную злодейку, задумавшую завладеть перспективной загородной недвижимостью с помощью наивного зверя. Сравните два варианта и убедитесь в этом сами.

«Красная Шапочка». Исходная версия

Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.

Идет она лесом, а навстречу ей — серый Волк.

— Куда ты идешь, Красная Шапочка? — спрашивает Волк.

— Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

— А далеко живет твоя бабушка?

— Далеко, — отвечает Красная Шапочка. — Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.

— Ладно, — говорит Волк, — я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самой короткой дорожке.

А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она не торопясь, по пути останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты. Не успела она еще до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь...

«Красная Шапочка». Вариант для НТВ

Собралась Красная Шапочка и пошла, как она сама позже признала, к бабушке.

С абсолютно невинным видом идет она лесом, а навстречу ей — серый Волк.

— Куда ты идешь, Красная Шапочка? — не чуя подвоха, доверчиво спрашивает Волк.

— Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

— А далеко живет твоя бабушка?

— Далеко, — даже не покраснев, отвечает Красная Шапочка.

— Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.

— Ладно, — говорит Волк, — я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самой короткой дорожке.

А Красная Шапочка в соответствии с заранее разработанным планом пошла по самой длинной дороге. Шла она не торопясь (теперь, после случившегося, мы уже хорошо понимаем почему), по пути останавливалась, рвала не ею посаженные цветы и собирала в так называемые букеты. Не успела она еще до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь...

openspace.ru

назад