назад

Читатель-агностик об РПЦ

Что касается РПЦ… Мне кажется, что организация, замахнувшаяся, ни много ни мало, аж на духовное лидерство и статус законодателя нравственности, не имеет ни малейшего морального права на ошибку. С точки зрения стороннего наблюдателя (меня, например), ошибкой является любое несоответствие проповедуемой доктрине. Раз взяли святые писания да начали их гнать в массы — будьте уж добры подавать пример безукоризненно. Сказано «скромность» — вылезайте из 600-х «Мерседесов» и «Тойот». Сказано «умеренность» — идите в спортзал сбрасывать излишний вес. Сказано «не прелюбодействуй» — ручки и прочие члены прочь от молодых диаконов и послушников. Сказано «не убий» — приговорите своего пьяного попа, которого отмазали от статьи за сбитого насмерть пешехода.

Глядя на роскошь, в которой живут некоторые «священнослужители», я бы не пошел в церковь, даже если б веровал в бога: налицо матерое лицемерие — проповедовать другим и не выполнять самим. С таким подходом вы не законодатели нравственности и уж тем более не духовные лидеры. А обычные люди. Обычные лицемеры-мошенники, создавшие финансовую пирамиду, не платящие налогов и эксплуатирующие идею веры в бога во все щели.

Я не хочу сказать, что священнослужители все такие, ни в коем случае! Готов поверить, что подавляющее большинство — по-настоящему честные и высокоморальные люди. Но вы не одиночки. Вы все входите в иерархию огромной религиозной организации. Поэтому не обессудьте, что со стороны в первую очередь оценивается вся организация в целом — ее «лицо», ее престиж, ее златые цепи, «Мерседесы» и пуза, взращенные грехом чревоугодия (нарушение обмена веществ я здесь в виду не имею, это со всяким случается).

А вы введите внутреннюю инквизицию с драконовскими мерами (а что? не впервой же), озаботьтесь чистотой своих рядов. И чтобы процессы по четвертованию и колесованию предателей веры были не менее громкими, чем ваши жалобы на оскорбление религиозных чувств. Вот и посмотрим, сколько у вас потом в духовной семинарии послушников останется, как только все поймут, что с этого момента грешить под сенью церкви больше не удастся под страхом смерти. Давайте не забывать, что для того, чтобы вас уважали, это уважение в народе предварительно надо заслужить. А вас (РПЦ) за что уважать?.. За то, что несете в массы написанное не вами, при этом сами этого не делаете, при этом собираетесь преподавать в школах, при этом собираете с людей деньги, при этом поощряете «православных активистов», которые лезут в личные жизни несостоявшихся матерей со своими запретами абортов, лезут в личные жизни агностиков и атеистов, оскорбляя их чувства и интеллект с уверенностью, что так и надо, но при этом подают иски в суд за оскорбления их религиозных чувств?.. И при этом при всем требуете к себе уважения?.. Однако.

Честно скажу: у меня нет информации о ваших достижениях. Я не знаю, сколько заблудших душ вы уже спасли, насколько понизился уровень преступности вашими молитвами, сколько бомжей не умерло от голода… Не знаю.

Но вот у меня лично от вас одни проблемы. Я агностик. Не отрицаю существование бога, поскольку не могу доказать ни отсутствия, ни наличия. Но, обладая аналитическим и независимым складом ума, я не хочу в своей жизни руководствоваться никакой непроверенной информацией (вы признаете за мной такое право?). Я исхожу из человеколюбия, здравого смысла, принципов «живи и не мешай жить другим», «относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе». Не мешаю жить ни верующим, ни РПЦ.

А вот вы, уважаемые, мне уже начинаете откровенно мешать. Мне неприятно, что церковь просочилась в детский сад моего ребенка и что ради святого причастия (которое для меня ничего не значит) пришлось отпрашиваться с работы и сидеть с ребенком дома. Мне неприятно, что, когда сын пойдет в школу, он снова будет окружен всеми вашими противоречиями и алогизмами.

И это сущая ерунда в сравнении с тем, что более тесная интеграция РПЦ с государством может вызвать реальные конфликты между теми, кого оскорбляет само слово «атеист», и теми, кого оскорбляет отсутствие логики в религиозных догмах вкупе с рвением, недалекостью и наглостью православных активистов. И противостояние это может начаться даже не в зрелом возрасте, а уже с детского сада и школы. Уже в этом возрасте мне теперь предстоит посвятить ребенка во все нюансы веры, ее проблематику, в то, почему я сам ей не следую и почему рекомендую делать так же. Вы считаете, что пять лет — самое время для таких объяснений?.. Хотите, чтобы Священная война началась уже с первого класса? Чтобы дети до крови начали отстаивать убеждения своих родителей: «Ты безбожник, ты будешь гореть в аду!», «А ты дурак, что в это веришь!»?.. Не предусмотрели, что в это придется вмешиваться и родителям, а то и подавать друг на друга в суд за взаимное оскорбление чувств?.. Время крестовых походов настало?.. Детям можно объяснить, что не надо реагировать на оскорбления в их адрес. Но дети не стерпят, если оскорбление будет адресовано их папам и мамам.

У вас есть церковь. У нас нет других детских садов и школ. В стране со свободой религиозных убеждений надо равно учитывать чувства каждой существующей идеологии. Сейчас же начался перекос. Я уже молчу о том, что, сколько себя помню, при упоминании о том, что я неверующий, я терплю сочувственные причмокивания и горькие укоризненные взгляды верующих (моральный ущерб, поскольку нас держат либо за недоразвитых, либо за ущербных).

Научитесь хотя бы элементарному чувству такта: перед тем как порадовать кого-то тем, что «Христос воскресе!», поинтересуйтесь, верует собеседник или нет. Потому как, будучи неверующим, но не желая никого расстраивать, я всю жизнь отвечаю «Воистину воскресе» и чувствую себя полным идиотом! Уже за одно это я имею полное право «засандалить» иск за оскорбление моих чувств. Но известен ли хоть один подобный прецедент? Нет. Мы терпимы к вам.

Нам всем нужна терпимость друг к другу. Как бы ни коробило обе стороны, надо привыкнуть к тому, что, попав за один стол, неверующие сразу начинают есть, а верующие сначала читают молитву. И никаких упреков ни с одной из сторон, ни одного укоризненного взгляда быть не должно. В жизни же все происходит иначе: верующие начинают читать молитву, а у нас, простых смертных, которые свои души спасают самостоятельно, кусок застревает в горле, и мы ждем, пока молитва не закончится. Из уважения к личности, но не из уважения к идее, обрядам и традициям. Тоже иск подавать? Товарищи православные активисты?..

Кто-нибудь видел хоть раз, чтобы над крестящимся верующим кто-то хихикнул? Или укоризненно посмотрел? Или злобно фыркнул?.. Лично я никогда такого не наблюдал. А знаете ли вы, как нас, неверующих, порой коробит от этого зрелища? За всех поголовно не поручусь, но многие в такие моменты испытывают болезненное разочарование в людях. Поскольку для нас все эти нюансы являются подтверждением того, что работу над счастьем и успехом верующие делегируют в высшие инстанции (частично ли, полностью ли — не играет роли), а сами делать ничего не хотят. И за державу становится обидно (моральный ущерб).

Делайте правильные выводы: не мешайте другим — и никто не будет мешать вам.

Что же касается воинствующих атеистов и прочего низкокультурного хамства (которого я не разделяю) — это неизбежное зло, пока мы не займемся вплотную не спасением души в следующей жизни, а правильным воспитанием детей в этой. Не стоит обращать на воинствующих внимания, если это просто хамство и словесные нападки. Веруйте на здоровье: собака лает — караван идет. 

назад