назад

Читатель о православной полицейщине

Задержание по-христиански

 

«Святая Русь» – хоть имя дико, но мне ласкает слух оно.

На днях руководитель православного движения «Святая Русь» Иван Отраковский сообщил о создании добровольных дружин, целью которых будет задержание людей, нарушающих порядок на территории московских храмов в вечернее время. Патрули будут останавливать хулиганов и вандалов и передавать их в руки правоохранительных органов. Пока это лишь сценарий: МВД и власти города относятся к инициативе более чем скептически. В интервью РСН Отраковский подчеркивает, что не собирается отнимать чужой хлеб: вершить правосудие и раздавать тумаки – не его дело. Дружины будут активны только на территории культовых сооружений и при задержании нарушителя не станут применять к нему силу. Вечернее время выбрано потому, что днем с теми же задачами может справиться охрана, закрепленная почти за каждым храмом. При этом «Святая Русь» не против появления аналогичных дружин у мечетей и синагог: «Пусть патрулируют. Наша задача, поймите, не конфликт, а защита».

Все это на первый взгляд выглядит очень нелепо и страшно. Интернет содержит достаточно фотографий, способных быстро отпугнуть рядового очкарика: вот Отраковский в черной футболке с надписью «Православие или смерть» говорит о чем-то соратникам, вот он же продирается сквозь чащу с калашом наперевес – или это не калаш, а что-то другое, столь же вытянутое и зубодробительное, но мне как очкарику достаточно.

Отсюда и предсказуемая реакция на инициативу. Всеволод Чаплин, Димитрий Смирнов и Максим Шевченко выступают за, настаивая, правда, на том, чтобы все оставалось в рамках закона. Глава МХК Людмила Алексеева занимает противоположную позицию: в ответ она предлагает создать атеистические дружины, поскольку атеистам после появления православных патрулей тоже понадобится защита. Остается гадать, как безопасность священников и христианских святынь связана с безопасностью атеистов. Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин сравнил «Святую Русь» с коричневорубашечниками и напомнил о последствиях, которые повлекло появление добровольческих ячеек в Германии в 1921–34 гг. Лев Рубинштейн в своем блоге на «Гранях» тоже вспомнил о немецких штурмовиках и назвал действия Отраковского провокацией, ведущей к еще большему расколу общества и дальнейшей эскалации насилия.

Страница Ивана Отраковского «ВКонтакте» говорит о нем как о человеке простодушном и не очень образованном: не самое лучшее сочетание качеств для того, кто собирается возглавить борцов против вандалов. В ленте сообщений, появляющихся на его «стене», много паранойяльных глупостей о внешнем враге и раскачивающих лодку толерастах и либералах, – но даже там он пишет: «Дружинники не берут на патрули никакого оружия». Кто-то скажет: не факт, что это будет соблюдаться, мы не можем судить об их подлинных мотивах. Но опыт подсказывает, что людоед саморазоблачается гораздо раньше, чем успевает официально заявить о себе. Скажем, тексты православных хоругвеносцев (частично, увы, входящих в созданные Отраковским дружины) при всей показушной благонамеренности содержат интересные проговорки: эволюции, оказывается, не было, человек создан господом, а виноваты во всем – ну, вы таки поняли, кто. В сообщениях Отраковского этого нет.

Не следует забывать и о том, что патрули «Святой Руси» будут формироваться из всех, кто пожелает поддержать инициативу Отраковского. Нужна ему радикализация, нужны ему брутальные заявления и обострение отношений с другими конфессиями? Нет, потому что это отпугнет мирных сторонников. Остается надеяться, что эти простые соображения немного охладят хоругвеносцев: полагаю, среди тех, кто захочет помешать движению Femen устроить гастроли «по очагам православного деревянного зодчества России», будут не только сумасшедшие и мракобесы. И пропаганда антисемитизма и креационизма быстро отпугнет адекватных людей.

Важны, однако, не хоругвеносцы, а то, что активная часть граждан, приветствующая честные выборы и горизонтальную самоорганизацию и возмущающаяся попыткой чиновников регламентировать деятельность волонтеров, должна понимать, что у всех сегментов общества – и у православных фундаменталистов, представьте себе – тоже есть право на гражданскую инициативу, если эта инициатива не идет вразрез с законом. Потому что они тоже являются гражданами страны. И прогнозы Лукина или Рубинштейна (штурмовики, силовой сценарий, смута, трупы на фонарях) очень напоминают по интонации и оторванности от фактов демагогию властей про «оранжевую революцию» и про то, что оппозиция спит и видит, как бы побыстрее развалить страну.

Всем, кто посещал митинги и шествия оппозиции в декабре 2011 – мае 2012 гг., пора ответить себе на простой вопрос: для кого это затевалось?

Если мы действительно выступаем за гражданское общество и одинаковую представленность взглядов всех слоев населения, чьи требования не расходятся с действующим законодательствам, – значит, мы должны быть готовы ко многому, к «Святой Руси», например. И отдавать себе отчет в том, что их инициатива – прямое следствие протестных митингов.

Если же вся суть протеста заключалась в защите интересов своего класса или корпорации, – то все в порядке, Отраковского нужно припугнуть, креационистов запретить, националистические партии разогнать, а наиболее цивилизованных и начитанных правых посадить с насильниками и упырями. Чтобы лет через десять получить низовой фашистский взрыв и воплощение всех страхов и ожиданий, которыми с такой регулярностью делятся оппозиционные и прокремлевские СМИ.

назад