Замятин идет на каток. Сторицын с моими деньгами сбежал. Да еще идти с Натальей в консерваторию.

Оцените материал

Просмотров: 8638

«Газета… воз – подлости, идиотизма, мошенничества, жестокости и глупости»

Глеб Морев · 23/11/2009
Дневник 1929 года М. Кузмина и сегодняшняя «ЛГ»

Имена:  Александр Бобров · Михаил Кузмин · Роман Арбитман · Сергей Шумихин · Юрий Поляков

«Газета…  воз – подлости, идиотизма, мошенничества, жестокости и глупости»
На днях неленивый и любопытный Андрей Василевский, он же блогер avvas, обратил мое внимание на две записи в блогах, касающиеся нынешнего положения дел в «Литературной газете».

С «ЛГ» вышла в целом печальная какая-то история: дивный пушкинский бренд был возобновлен при участии Максима Горького в 1929 году, но в истории советской журналистики памятен, пожалуй, лишь публикациями 1970-х, когда «ЛГ» служила своеобразной либеральной отдушиной для советской интеллигенции. В перестройку «ЛГ» было оживилась, но потом все 1990-е находилась в каком-то межеумном состоянии, заметно уступая по влиятельности культурным отделам новой русской прессы — «НГ», «Сегодня», «Коммерсанта» и «Русского телеграфа». В конце концов издание стало обременительным для владельцев — АФК «Система», и два года назад большая часть принадлежащих им акций ИД была продана некоему Региональному общественному фонду поддержки развития отечественной словесности (РОФ), которым руководит беллетрист Юрий Поляков, он же с 2001 года главный редактор «ЛГ». Иными словами, финансирование издания взял на себя его главред. Случай любопытный; понять природу этой, так сказать, сделки помогают признания самого Полякова: «Случилось так, что люди, которых я знал еще по комсомолу, стали серьезными бизнесменами. Они видели, что в либеральной своей версии “Литературная газета” скоро вообще исчезнет, ее некому будет читать, кроме двухсот сумасшедших либералов в черте Москвы, и пригласили меня возглавить газету». С момента этого приглашения прошло восемь лет. Тем любопытнее узнать, на что же находят нужным тратить свои деньги бывшие комсомольцы.

Вот, к примеру, анонсируемая на первой полосе «ЛГ» статья Александра Боброва (аттестован как «поэт и публицист») «Тренды на русском языке», о новой премии Ирины и Михаила Прохоровых «НОС», опубликованная 18 ноября. Текст в привычном для «патриотичеcких» изданий духе: мелкое ерничанье по поводу эмигрантов, Сорокина — Ерофеева, вздохи о «представителях профессионального сообщества писателей», «хранящих традиции русской литературы», etc. Что же до собственно содержания заметки, то выясняется, что всю информативную часть А. Бобров украл из статьи Алены Солнцевой из газеты «Время новостей», причем был столь неаккуратен, что позабыл внести уточнения в рейтинг читательского голосования на сайте премии «НОС», изменившийся со времени публикации Солнцевой (7 октября).

Но это не все. Роман Арбитман заметил, что фрагмент статьи А. Боброва, посвященный описанию его книги, целиком позаимствован из текста Бориса Стругацкого в «Новой газете».

То есть воровать литгазетчики предпочитают все-таки у либералов, которых беллетрист и главред Поляков именует «сумасшедшими». Кажется, однако, что под это определение подпадают скорее те, кому все еще не жалко денег на поддержание активности (жизнью это не назовешь), позорящей, в общем, почтенное в прошлом издание. Чем такая «Литературная газета», лучше уж никакой.

В отличие от «ЛГ» замечательный журнал «Наше наследие» испытывает сложности с выходом — в этом году появился лишь один сдвоенный номер. У журнала, слава Богу, есть сайт с разделом «Редакционный портфель» , в котором публикуются вещи, по тем или иным причинам не увидевшие свет в печатной версии. На прошлой неделе Сергей Шумихин опубликовал там полный текст Дневника М. Кузмина за 1929 год.

В свое время я имел счастье работать с текстом кузминского Дневника 1934 года; сейчас эту книгу, кстати, тоже можно прочитать в сети. Могу быть необъективен, но думается, что публикация еще одного тома кузминского Дневника — событие не только историко-филологическое, но и литературное. Конечно, Дневник 1929 года лишен специальной «художественной» установки (этим словом, вслед за формалистами, Кузмин, кстати, пользовался), какой отмечен текст 1934 года с обширными прозаическими и мемуарными фрагментами. Но и та смесь сухой фактологии, скупых эмоций и неожиданных «максим», которую представляет собой текст 1929 года, производит сильное впечатление.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›