Трейлеры в кино строятся по законам, которые диктуют маркетологи. Книжные ролики простора для фантазии своим создателям оставляют больше.

Оцените материал

Просмотров: 18560

Скоро на полках!

Лев Оборин · 15/09/2010
Способны ли трейлеры сделать для книжного рынка то же, что для индустрии кино?

Имена:  Джейсон Кристи · Игорь Лесев · Кристин Фихан · Морис Ги · Скотт Вестерфельд · Томас Пинчон

Когда мы приходим в кино, мы порой ждем их с таким же интересом, как и самого фильма. Появляясь в интернете, они мгновенно разлетаются по блогам и социальным сетям. Способны ли трейлеры сделать для книжного рынка то же, что для индустрии кино?

Сегодня в США и Европе редкая рекламная кампания книги обходится без буктрейлеров. Трейлеры и тизеры давно стали обязательной частью культуры блокбастеров. В начале 2000-х работникам книжного рынка пришло в голову, что и книги можно рекламировать схожим образом. Буктрейлеры появились в 2002 году, а популярность обрели с развитием вебдванольных видеохостингов – YouTube и аналогов. Впервые такой трейлер продемонстрировали широкой публике в 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане. Ролик рекламировал новую на тот момент книгу Кристин Фихан – «Темная симфония», десятый по счету роман из многотомной вампирской серии. Вот он, прародитель жанра:



Трейлер оправдывает поговорку о первом блине: он затянут и не слишком насыщен действием. Зато имеет место профессиональный, хоть и старомодный, видеоряд. Сегодня об общем качестве буктрейлеров нельзя говорить однозначно: большинство из них делаются на коленке, и зритель довольствуется сменой статичных картинок. Но бывают и другие: качественные и увлекательные.

Если трейлеры в кино строятся по определенным законам, диктуемым содержанием фильма и маркетологами, то книжные ролики простора для фантазии своим создателям оставляют больше: так часто случается с молодыми жанрами. Вы можете увидеть анимацию, постановку по мотивам романа, набор иллюстраций, рассказ автора о своей работе, сценку, в которой писатель разговаривает по телефону с книгопродавцем, или подробное объяснение, почему без этой книги вы не сможете прожить ни дня. Цель, разумеется, одна: сделать так, чтобы вы немедленно бросились в ближайший магазин – ну, или на Amazon.com.

В последние годы буктрейлеры становятся все более востребованными: число просмотров растет, издательства не скупятся. Возникают конторы, предлагающие начинающим авторам «золотой пакет» (высококачественное видео плюс рассылка по книжным клубам, издательствам и видеохостингам – всего за 99 долларов). Американское издательство Melville House Publishing в этом году даже учредило виртуальную премию Moby Awards, которая отмечает и достижения («Лучший высокобюджетный трейлер», «Самый кровавый трейлер»), и провалы («Худшее авторское исполнение», «Вашу книгу никто не купит») – скорее всего, номинации будут меняться.

В эпоху YouTube и вирусной рекламы такие ролики – надежный способ узнать о зарубежных книжных новинках всего мира. Они могут придать динамику и процессу перевода бестселлеров – хочется надеяться, что не только их.

OPENSPACE.RU, уже продемонстрировавший несколько буктрейлеров в материале о вивисекции, которой был подвергнут роман Джейн Остин, планирует регулярно показывать (и комментировать для русского читателя) самые впечатляющие западные буктрейлеры. А там, глядишь, появятся и отечественные – в сколько-нибудь значимом количестве.

Сегодня вашему вниманию предлагается первая пятерка.


1. Maurice Gee. Going West. Auckland: Penguin Books, 1992



Морис Ги – один из лидеров современной новозеландской прозы, автор более чем тридцати романов. «Путь на запад» вышел в 1992 году и несколько раз переиздавался. Герой книги пишет воспоминания о своем покойном друге, известном поэте, пытаясь проникнуть в многочисленные тайны его жизни. Этот ролик был снят по заказу Новозеландского книжного совета; в данном случае ставилась цель не продать конкретную книгу, а показать, какую увлекательную работу фантазии сулит чтение. На момент выхода этого материала количество просмотров зашкаливало за 850 тысяч. Помимо премии Moby, трейлер получил еще несколько наград, в том числе сразу две на международном фестивале рекламы «Каннские львы».


2. Thomas Pynchon. Inherent Vice. L.: Penguin Press, 2009



Пинчон дебютировал в шестидесятые. Действие его нового романа тоже происходит в эту эпоху. Роман с детективным сюжетом повествует о жизни Лос-Анджелеса: наркоманах, полицейских, рокерах и серферах. Как всегда у Пинчона, он насыщен аллюзиями – но, по мнению критиков, гораздо легче для восприятия, чем самые известные книги писателя «V.» и «Радуга земного притяжения». Буктрейлер был одним из номинантов на Moby Awards в категории «Лучшее камео»: здесь звучит голос самого Пинчона, который предпочитает отшельнический образ жизни.


3. Scott Westerfeld. Leviathan. NY: Simon Pulse, 2009



«Левиафан» – первая книга из новой трилогии плодовитого американского фантаста Скотта Вестерфельда. Жанр – стимпанк. На исход Первой мировой войны здесь влияет гонка вооружений: у Центральных держав, или «Лязгающих» (Clankers), это фантасмагорические паровые машины, у Антанты («Дарвинистов») – живые чудовища. Главный герой – сын убитого Франца Фердинанда, вынужденный бороться за жизнь и наследие; «Левиафан» – британский военный воздушный корабль. Выход второй части, романа «Бегемот», запланирован на октябрь 2010 года. Ждем трейлера.


4. Jason Christie. i-Robot Poetry. Calgary: EDGE, 2006



Буктрейлеры делают и к поэтическим сборникам, хотя это уже скорее по ведомству видеопоэзии. Канадский поэт Джейсон Кристи, можно сказать, коллега Федора Сваровского. Тексты, вошедшие в i-Robot Poetry, посвящены железякам недалекого будущего, осознавшим, что у них есть душа и свобода воли.


5. Игорь Лесев. 23: Роман. М.: Ad Marginem, 2008



Ну и, наконец, об отечественном производителе. У нас буктрейлеры стали делать недавно, и роли в книжной промышленности они еще не играют. Вот пример с сайта Ad Marginem: ролик для «первого русского хоррора» Игоря Лесева «23». Ни узнаваемые блочные пятиэтажки, ни секундные порновставки не отменят того, что написанный ужасным языком роман с полным основанием претендует на титул самой неудачной книги издательства. Но покупатели, возможно, другого мнения. Порновставки-то ладно, бог с ними, а вот против пятиэтажек многие могут не устоять.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • ulyss· 2010-09-15 13:28:36
    Из продуктов отечественного производителя я бы также отметил трейлеры "Снежного Кома": http://www.youtube.com/watch?v=loEYZVvFMuA&feature=player_embedded,
    а также ролики новой книги по фотографии от "Питера": http://photomasterbook.ru/?p=32
  • trepang· 2010-09-15 23:03:56
    спасибо!
Все новости ›