Россия делится на куски.

Оцените материал

Просмотров: 21632

Олег Новиков как Рамзан Кадыров книжной отрасли

Борис Куприянов · 15/06/2012
Мы помалкиваем и притаились, выжидая, что будет дальше. Однако настало время объединяться и действовать, считает БОРИС КУПРИЯНОВ

Имена:  Олег Новиков · Юрий Декайло

©  OpenSpace.ru

Олег Новиков как Рамзан Кадыров книжной отрасли
На Нью-Йоркской книжной ярмарке 4 июня Олег Новиков, владелец «Эксмо», и Юрий Дейкало, не последний человек в издательской группе АСТ, директор издательства «Астрель» (именно туда уже почти год АСТ активно переводило права на книги) объявили о слиянии. Риторика объявления напоминала высказывания из девяностых (ну или, может быть, из начала двухтысячных). «АСТ попал в беду, и мы как коллеги по цеху решили помочь компании», – примерно так можно кратко пересказать слова Олега Новикова. Раньше подобные слова произносились во время рейдерских захватов; тысячи пресс-конференций на всяких глиноземных, старых оборонных заводах и фабриках, обремененных собственностью, начинались этими словами. В подобных случаях говорящий никогда не уточняет, что «беда» – это и есть он сам, оценивающий новую собственность. Помните, вместо «наездов» и «кидков» были придуманы специальные слова типа «недружественное поглощение». Не знаю, насколько два российских издательских монстра дружили, но истории про постоянные перекупки авторов, наезды по идеологическим причинам о большой дружбе не свидетельствуют. На съезде Российского книжного союза, которому оказал честь своим посещением В.В. Путин, на приватную беседу «под чаек» глав АСТ не позвали (говорят, собравшихся это весьма удивило). Именно там господин Новиков сказал о помощи государства издательствам следующее: «Пусть дадут работать и пусть не вмешиваются. Как только хотят помогать, получается только хуже. Владимир Владимирович, не надо нам сильно помогать. Мы сами справимся! Только не мешайте!»

Объединение «Эксмо» и АСТ СМИ не игнорируется, но оценки какие-то очень уж безобидные. Кто-то говорит, что хотя монополия это и плохо, но хуже не станет, кто-то жалеет «уникальный рабочий коллектив». Многие заинтересованные лица просто молчат. Высказываний писателей, которых это должно коснуться напрямую, я не слышал. Причина замалчивания и очень, очень вялого протеста – очевидна. Это раньше можно было «гнать» на АСТ или «Эксмо», периодически такие скандалы случались – помните, год назад деятели культуры «единым фронтом» выступили против сталинистской книжной серии «Эксмо»? Но где они сейчас? Разве ситуация стала лучше? Новиков больше не издает тех книг, которые вызвали столь бурную реакцию? Или «Эксмо» стало лучше? Да нет, не стало. Раньше было два крупных издательства, занимающихся художественной литературой, а теперь шанс достичь регионов есть только у книг, вышедших в одном-единственном издательстве. Конечно, все промолчат. Но гонорары писателей теперь должны сократиться – ведь конкуренция пропадет. Писателям остается только надеяться, что «Эксмо» будет платить чуть больше, чем независимые издательства. И всем как будто все равно!

По мнению известного британского литературного агента Эндрю Нюрнберга, объединенные «Эксмо» и АСТ займут 80% рынка без учета специальных и учебных изданий, т.е. 80% той доли рынка, которую и можно назвать «рыночной», в которой книги продаются исходя из весьма условного, но все-таки выбора, а не навязываются в обязательном порядке. Про распространение никто вообще не говорит, а это штука даже, может быть, и пострашнее, чем собственно книгоиздание. Есть места на карте нашей родины, в которых других магазинов, кроме «Буквы» и «Нового книжного», просто нет! Т.е. в некоторых регионах «Эксмо» будет контролировать едва ли не 100% книжной торговли! Про независимость несетевых магазинов тоже можно сказать, что многие де-юре независимые – де-факто торгуют ассортиментом «Эксмо» и АСТ. Захочет Новиков – Улицкую будут читать, захочет – Сорокина, захочет – про Жукова, а захочет – про Рокоссовского! Мы смирились с тем, что нашим детям будут навязывать такие учебники и по такой цене, которые выберет дядя; теперь мы соглашаемся читать ту литературу, которую выберет издательство «Эксмо».

Во всех областях рынка, культуры, общественной жизни многообразие, даже весьма относительное, сменяется единоначалием. Не надо быть конспирологом, чтобы найти в этом факте закономерность, общую линию, политику. Россия делится на куски. На отрасли, на регионы, в рамках которых хозяин (или управляющий) может жить как угодно – главное соблюдать управляемость, внешний порядок и платить дань, прямо или косвенно. Такая экономическая структура управления связывается у нас с именем Путина. «Эффективные» Кадыров, Шойгу, Миллер, Нургалиев, Кириенко, Якунин, Алекперов, – а теперь и Новиков – это Путины в миниатюре в своем углу или ведомстве. Они не подконтрольны и могут принимать любые решения, только бы сор из избы не выносили, не создавали проблем начальству. Эта модель становится повсеместной – в школах, госучреждениях, в профессиональных сообществах. Редкие исключения – отдельные, независимые бизнесмены, сильные и самостоятельные чиновники, учителя, по-настоящему любящие свою работу, некоторые профессиональные сообщества. К сожалению, сообщество писателей и издателей в их число не попадает. Раньше мы умело лавировали между двумя монстрами, теперь мы помалкиваем и притаились, выжидая, что будет дальше. Почему молчат левые, почему молчат либералы? Белая лента ведь направлена не против Путина, а против той системы, в которой мы все вынуждены жить, как и левая позиция предназначена не для троллинга в ЖЖ, а для принятия ответственных решений. Почему многие из нас выходят на «прогулку с писателями», но не видят Путина в своем цеху?

Я не встаю на сторону почившего АСТ или победившего «Эксмо» и не собираюсь заявлять, что ситуация только сейчас стала такой плохой. Она радикально ухудшилась еще лет пять назад, когда и АСТ, и «Эксмо» были в силе. Два концерна или один – разница большая, но не столь фундаментальная, как если бы все издатели были справедливо допущены к рынку книгораспространения. АСТ был лучше «Эксмо»? Чем? Издательством Corpus и редакцией Шубиной, да. Но как быть с бездарными, возмутительными изданиями классики? Вся работа уникальных коллективов разбивалась о так изданные книги. Соревнование АСТ и «Эксмо», которое мы на протяжении последних лет наблюдали, – не более чем соревнование бензиновых и паровых двигателей начала века. Бензиновые победили (кто бы сомневался!). Модернизированные капиталисты с современными бизнес-стратегиями победили капиталистов, работавших погрубее и старавшихся сэкономить на налогах. Что лучше – монополист с логарифмической линейкой или монополист с современным вычислительным центром и IT-отделом? Да простят меня бывшие борцы со сталинистской серией в «Эксмо» – оба хуже!

Монополия – это борьба за пределами представлений о честной конкуренции, с ней небольшие издательства имеют дело уже далеко не первый год, и большой разницы для них от этих перемен наверху не будет: «паны дерутся – у холопов чубы трещат». Как не мог издатель рассчитывать на попадание своей книги в сетевые магазины, так и сейчас не может. Но одно следствие сложившейся ситуации обострило давнюю проблему российского книгоиздания: Россия, пожалуй, единственная страна в мире, где существует двойная монополия – один концерн будет владеть 70-80% розницы, а если считать не по количеству магазинов, а по общим продажам, то и того больше. Подобной монополии быть категорически не должно! «Эксмо» будет проводить в объединенных сетях ту же политику, что и в «Читай-городе». Любой издатель мог попасть в их сеть, но общий оборот всех издательств должен был составлять не более 30% от общего оборота магазина (соответственно, у «Эксмо» 70%!). В эти 30% входил и АСТ. Таким образом, ваша доля, дорогие издатели, уже определена. Еще чуть-чуть вы продадите на «Озоне», немного через независимые магазины и совсем крохи библиотекам. Вас померили и оценили! Вам пожаловали 25-30 процентов рынка. И даже за эти крошки со стола барского вам надо будет продавать половину тиражей за бесценок. Проблема в том, что мы уже давно маргиналы, и, возможно, сейчас есть шанс отделить книжную сеть от издательства. Даже при едином хозяине можно искусственно ограничить процент книг объединенного концерна (и если по их собственным уверениям они заполучили всего лишь 20% рынка – милости просим, можете даже 33% ваших книг продавать в своих магазинах, но не более). Так сделано в Италии, где «Фельтринелли» и «Монтессори» владеют книжными магазинами.

Не кажется ли вам, друзья-литераторы, что пора быть действительно писателями, а не ремесленниками? Книга – это не только те деньги, которые вы за нее получили, не только те мысли, которые вы вложили в нее, но и читатель, который ее читает. Может, стоит вернуться в небольшие, но активные независимые издательства? Может, стоит не считать деньги в кармане соседа, а объединяться и защищать своих коллег? Начать порицать и избегать издательства, выпускающие книги некачественно, без соответствующей подготовки? Может, быть, пора осудить некорректное поведение своих коллег, продавцов и издателей (речь, разумеется, не только об «Эксмо» с АСТ, не только они виноваты, что в некоторых региональных магазинах наценка на книги достигает 200-300%)?

Может быть, пора прекратить гнаться за легкими деньгами, переиздавая одно и то же под новыми названиями (что, кстати, дискредитирует не только автора, но и вообще писательский труд, да и все книжное дело)? Может быть, стоит не следить молча за «неизбежностью», а научиться формировать и высказывать консолидированное мнение?

Автор – участник проекта «Фаланстер», член Альянса независимых издателей и книгораспространителей.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • Alexey Solodovnikov· 2012-06-16 01:02:06
    Мне видится, что монополизация книгоиздания приведет к изменению правил внутри самой песочницы - книги уйдут в Сеть. Книга потеряет шуршание страниц, карандашные заметки, запах, выпуклость букв под пальцами и многое из того, что я не вспомнил; книга обретет возможность быть изданной в Петербурге и тут же прочитанной в Нью-Йорке, возможность автору написать книгу и тут же издать ее, возможность, при желании, узнать мнение каждого читателя. Не говоря о том, что цену своему труду автор впредь определяет сам.
  • Irina Starodubtseva· 2012-06-16 17:08:31
    Абсолютно нет разницы в данном контексте между ЭСМО и АСТ. И те и другие в большинстве печатают макулатуру. Причём с огромными нарушениями в авторских правах, оплате чёрным налом или вовсе кидалово с оплатой. Сотрудники АСТ поулчают зарплату в конвертах. Официально 7-8 тысяч. Но и в конвертах не намного больше.
  • sergeychenko· 2012-06-17 20:29:19
    Ай да пусть агентство ISBN не даёт деньговитым властолюбцам номеров сверх меры! Пусть незаконно, но по правде бы.
Читать все комментарии ›
Все новости ›