Соловей – лучший повод обсудить смерть и бессмертие, бессмертие дара и вдохновения.

Оцените материал

Просмотров: 36536

Елена Шварц. Первая годовщина

Ольга Седакова · 11/03/2011
В годовщину смерти поэта ОЛЬГА СЕДАКОВА вспоминает и комментирует ее стихи

Имена:  Елена Шварц

©  Наталья Королева

Елена Шварц - Наталья Королева

Елена Шварц

11 марта исполняется год со дня кончины Елены Шварц. На поминках поэта лучше всего не говорить от себя, а читать и слушать его стихи.

        Сбирайтесь иногда читать мой список верный
        И, долго слушая, скажите: это он,
        То речь его…


Такое чтение и слушание я и хочу предложить — с небольшими комментариями.

Я собрала те стихи Елены Шварц, по которым проходит пунктир одного «сюжета». Этот сюжет составлен из нескольких центральных мотивов ее поэзии; я назвала бы его так:


Птица. Клетка. Иное (Звезды)

И птица, и звезды, и клетка (или другие образы заточенья) входят во многие другие конфигурации в стихах Елены Шварц. В нашем сюжете они связаны с мыслью о поэте. В свою очередь, и поэт у Шварц может отождествляться не только с певчей птицей, но и с деревом, рыбой, вином, иноком, юродивым, радистом… много с чем и с кем еще. И все же прежде всего — с птицей. В самой фонике стихов Шварц сквозь русский язык часто совершенно явственно слышится птичья речь (смотрите начало «Соловья» и «Черной речки») — как в музыкальную ткань Моцарта попадают птичьи обороты. В этой «орнитологичности» русской речи самый близкий Елене поэт — Велимир Хлебников.

        И птицы Хлебникова пели у воды.

Итак, попробуем идти за нитью «птичье-стихотворческого» сюжета, проходящей через три десятилетия.


Эпизод первый. «Соловей спасающий»

        Соловей спасающий

        Соловей засвистал и защелкал —
        Как банально начало — но я не к тому —
        Хотя голосовой алмазною иголкой
        Он сшил Деревню Новую и Каменного дышащую мглу,
        Но это не было его призваньем. Он в гладком шаре ночи
        Всю простучал поверхность и точку ту нашел, слабее прочих.

        Друг! Неведомый! Там он почуял иные
        Края, где нет памяти, где не больно
        Дышать, — там они, те пространства родные,
        Где чудному дару будет привольно.
        И, в эту точку голосом ударив, он начал жечь ее
                                                        как кислотой,
        Ее буравить, рыть, как роет пленник, такою ж
                                        прикрываясь темнотой.

        Он лил кипящий голос
        В невидимое углубленье —
        То он надеялся, что звук взрастет, как колос,
        Уже с той стороны, то умолкал в сомненье.
        То просыпался и тянул из этой ямки все подряд,
        Как тянут из укуса яд.

        Он рыл туннель в грязи пахучей ночи
        И ждал ответ
        С той стороны — вдруг кто-нибудь захочет
        Помочь ему. Нездешний свет
        Блеснет. Горошинку земли он в клюв тогда бы взял
        И вынес бы к свету чрез темный канал.


Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • trepang· 2011-03-12 13:25:12
    спасибо
  • dmitrevs· 2011-03-13 17:44:33
    Очень советую всем почитателям Е. Шварц прочесть ее юношеские записки в № 62 "Петербургского театрального журнала".

    И посмотрите спектакль "Видимая сторона жизни" Театра на Спасской гю Кирова. См. о спектакле:
    http://ptj.spb.ru/blog/festival-pyat-vecherov-vecher-vtoroj/
  • logospublishers· 2011-03-13 23:02:11
    по сути, этот комментарий - вехи для биографии поэта. По ним можно писать ее. Только кто напишет?
Читать все комментарии ›
Все новости ›