Поэзия — это остановка речи, утрата ее прагматики.

Оцените материал

Просмотров: 9053

Александр Скидан. Расторжение

Александр Евангели · 03/03/2010
Александр Скидан заключает нас в лабиринт нашего читательского прочтения. Это всегда сюжет читателя, а не стиха

Имена:  Александр Скидан

©  Евгений Тонконогий

Александр Скидан. Расторжение
Любовь плохо знает свой предмет: мальчики — о матерях, родители — о взрослых детях, собаки — о хозяине, монахини о своем небесном женихе не сообщат ничего интересного. Их незнающая любовь — модель многих тихих, без вычурностей любовей, в частности моей к стихам Скидана. Допустим, стихи влюбляют по запаху. Но это плохой способ говорить о поэзии.

Книжка Александра Скидана «Расторжение» издана тиражом 300 экземпляров. Тут оправдание моей рецензии: трем сотням его читателей известно все, что сказали бы пишущие о поэте, и слова некоторых предваряют книгу. При избытке знания незнающий интереснее поначалу (вот и Скидан нам в помощь: «Не знающий — дерзок. / Знающий — мертв. / Мертвому ль женское жалкое нежное вымучить тело? Тот же исход для него в снегопаде и в теле).

Его стихи трудно читать сразу и до конца, и физически тоже. Каждая строчка отвлекает аллюзивным взрывом, внезапные цитаты выталкивают внимание за пределы стиха. Привычки профессионального созерцателя искусства ищут стиху пластические эквиваленты. Перед глазами встают какие-то обольстительные формальные поверхности, в которых субъективность, последовательно вычитаемая, резонирует в разных культурных топосах. Собственно, в их сопряжении и мелькает знакомая тень, похожая на птицу. Самого поэта там как бы нет. Его отсутствие абсолютно программно, через отсутствие в тексте конструируется субъект. Вот подсказка: «Кто немотствует здесь? Потлач, он сказал. это когда некому, но его поправили — никому».

Ну да, лирический герой немотствует или вовсе отсутствует, поэтому звучат голоса культур, ставшие повседневностью поэзии Скидана. (Еще о структурах: «Мнимая тень стрижа в стерне, проложенной трамваями в Стрельну, дхармы беспроволочный телеграф, ключей связка, серьга в левом соске, фольга междометия; черное успение солнца. Таковы приблизительные структуры родства».)

Поэзия Скидана — это место, где символическое и реальное кристаллизуются друг в друге.

Язык в такой уплотненности становится реальностью, которую уже невозможно назвать — мы уже имеем дело со всеми возможными ее называниями.

Это называние обнажает разные культурные смыслы, они сталкиваются и существуют одновременно, создавая ситуацию невозможности, непереносимости (как иногда бывает во сне).

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›