Так уж получилось: детский сегмент в литературе в отличие от всех остальных, как оказалось, наименьшим образом пострадал от кризиса.

Оцените материал

Просмотров: 11849

Розовые жирафы, машины творения и другие

01/03/2010
OPENSPACE.RU выяснил, как небольшим детским издательствам живется на посткризисном рынке

Имена:  Алла Насонова · Вадим Титов · Ирина Балахонова · Марина Кадетова · Марина Козлова · Мария Вайсман

©  Getty Images / Fotobank

Розовые жирафы, машины творения и другие
В последнее время складывается впечатление, что в одном из сегментов нашего не самого благополучного книжного рынка, а именно в детском, происходит неожиданное оживление. Открываются независимые магазинчики вроде облюбованного детскими издательствами «Додо» или «Лавочки детских книг», а прошедший недавно во второй раз «Бу!Фест», который изначально позиционировался как фестиваль маленьких независимых издательств вообще, по нашим наблюдениям, практически превратился в фестиваль детской книги.

OPENSPACE.RU задал представителям нескольких небольших издательств, специализирующихся на детских книгах, два вопроса:

1. Действительно ли на фоне кризиса наблюдается оживление, чем оно объясняется и как поживаете именно вы?

2. Что вы издаете и что у вас лучше всего покупают?

Мария ВАЙСМАН, издательство «Август»

Дело в том, что сейчас книг стало очень много, значительно больше, чем когда мы начинали это дело. Мы сто лет выкручивались непонятно как, книжки с трудом брали в магазины: просто не понимали, что это такое. Первые книжки я отдавала буквально за копейки, потому что надо было все это расшевелить. С новой моей книгой таких проблем уже нет: сейчас, наконец, уже все нас берут, появилось большое количество интернет-магазинов и книготорговых фирм, и дружественные издательства продают мои книжки тоже. Сейчас грех жаловаться на распространение: книжки уходят стремительно. Я даже боюсь, что сейчас старые закончатся: тогда не знаю, чем мы, собственно, будем торговать. Славу-то нам принесли книги, которые вышли в двухтысячном году. Из-за них мы до сих пор и держимся на рынке, потому что их спрашивают, очень любят и требуют переиздания. А наскрести на новое издание очень сложно. Я просто на последних книжных мероприятиях сделала вывод, что нет никакого смысла печатать наши книжки дешево: у нас ничего не получится, это будет некрасиво.

Мы с трудом издаем по одной книжке в год — то вместе с каким-нибудь банком, как книгу «Русские поэты для детей и взрослых», то просто на собственные деньги. У нас есть портфель книг, совершенно готовых к изданию, вопрос упирается только в деньги. Мы подали, наконец, на финансирование, вот сейчас жду — может быть, нам в Агентстве по печати дадут какую-то помощь.

Алла НАСОНОВА, издательство «Детгиз»

Ну, в Москве, видимо, немножко наблюдается оживление, чего нельзя сказать о нашем городе (Петербурге. — OS), где мы по-прежнему практически одни издаем детскую книгу. В Москве открылся — что вы, может быть, и заметили — ряд маленьких, но гордых издательств, которые немного, но тоже издают какую-то приятную, культурную, внешне интересную и иногда интересную по содержанию книгу, как то: «Самокат», «Розовый жираф», «Априори», Издательский дом Мещерякова, «Сова» и так далее, — до десятка новых гуманитарных, как я их называю, детских издательств. Это не ширпотреб, а попытка возродить в России искусство детской книги. К сожалению, большинство из них переиздают в основном западную книгу, тиражируют ее на Россию и за счет этого кормятся. А все-таки мало усилий прикладывают к изданию отечественных авторов, и прежде всего — хорошей отечественной иллюстрации, высокого стиля, так сказать. Лучших графиков и так далее. Вот этого пока недостаточно, и над этим мы, в свою очередь, по мере своих слабых сил в Петербурге пытаемся работать. На самом деле в стране, очевидно, не хватает хороших книг для чтения, современной литературы по доступным, дешевым ценам. В стране и даже в Москве с Петербургом читающим детям отчетливо не хватает просто книжек, которые можно читать.

Все, что выпускает наше издательство, замечательно продается, когда мы стараемся сделать хорошую современную иллюстрированную книгу для читающих детей. И недорогую. Это все книги, которые мы выпустили с 2005 года; я бы сказала, мы почти ни разу не промахивались. Правда, мы не так много выпускаем, мы сейчас маломощное и небогатое издательство. Пятнадцать — двадцать книг в год, понимаете? Если бы еще десять издательств выпускали хотя бы по двадцать книг в год, все вместе мы бы восполнили те двести книг, которые в свое время при советской власти выпускал один наш «Детгиз» и которых хватало советским детям, чтобы сформировался круг чтения. Десятью книгами в год ты читающего ребенка не удовлетворишь и пятнадцатью тоже. Тем более что эти наши пятнадцать — книжки для всех возрастов: три для малышей, четыре для подростков и так далее. Ну не четыре же книги подросток в год должен читать, правильно?

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›