Один влиятельный критик умудрился пропустить все зрелище, пока протирал очки.

Оцените материал

Просмотров: 28882

Анимационные абстракции

Мария Терещенко · 09/04/2010
Возникнув в недрах немецкого экспрессионизма, «абсолютный фильм» изменил Голливуд и предвосхитил компьютерные мультфильмы

Имена:  Адриаан Локман · Вальтер Руттман · Викинг Эггелинг · Джеймс Уитни · Джон Уитни · Джуль Энджел · Лен Лай · Михаэль Дюдок де Вит · Норман Макларен · Оскар Фишингер · Уолт Дисней · Ханс Рихтер

Анимационные абстракции
В 2010 году 70-летний юбилей отмечает один из величайших анимационных фильмов — «Фантазия» Уолта Диснея. Картина производит впечатление и сейчас, а в 1940 году, когда полнометражные мультфильмы можно было по пальцам сосчитать, она смотрелась и вовсе революционно.

Как известно, этот фильм представляет собой сборник из шести мультипликационных новелл в сопровождении классической музыки. В небольших «натурных» интермедиях зритель видит оркестр и дирижера Леопольда Стоковского, который представляет очередную музыкальную композицию. Что до самих мультфильмов, очень живописных и разнообразных, — под «Ночь на лысой горе» Мусоргского разыгрывается сцена шабаша, под «Щелкунчика» Чайковского танцуют лесные эльфы и феи, под «Пасторальную симфонию» Бетховена резвятся фавны с кентаврами.

Открывает этот мультконцерт великолепная графическая абстракция, которая разворачивается под токкату и фугу ре минор Баха.

Появление этой удивительной новеллы покажется закономерным, если вспомнить, что идея фильма принадлежала немцу Оскару Фишингеру. Знаменитый художник и режиссер-экспериментатор, Фишингер в середине 1930-х иммигрировал в Америку и здесь принялся за свой заветный проект — беспредметный музыкальный полнометражный фильм по Баху. С этой идеей художник обратился к дирижеру Леопольду Стоковскому, а тот убедил соавтора пойти к Уолту Диснею за материальной поддержкой.

На студии Disney Фишингер произвел маленький художественный переворот. Его сильное влияние заметно в «Дамбо» и во многих более поздних фильмах студии. А вот с полнометражной «Токкатой и фугой» не задалось: команда не понимала великих художественных идей Фишингера, и через год он уволился, оставив работу незавершенной. Дисней же сильно переработал готовый эпизод (настолько сильно, что Фишингер не захотел фигурировать в титрах) и придумал еще пять — уже в собственном стиле.


«Токката и фуга ре минор» из фильма У. Диснея «Фантазия»



«Токката и фуга» Фишингера и Диснея — самое известное, но отнюдь не единственное произведение беспредметной анимации. С первых лет кинематографа художники снимали такого рода киноэксперименты, но своего расцвета абстрактное кино достигло в Германии 1920-х, когда немецкие экспериментаторы наперебой пытались снять «абсолютный фильм» и даже устроили фестиваль с таким названием. Их авангардные опыты так отличались от других мультфильмов тех времен, что авторы называли свои произведения не мультфильмами, а «картинами в движении».

Одним из пионеров «абстрактного» бума стал Ханс Рихтер, который в 1920 году сделал кинотест, отсняв на пленку длинный рисунок. Это кино, озаглавленное «Фильм в ритме», длилось едва ли 30 секунд (один влиятельный критик умудрился пропустить все зрелище, пока протирал очки). В последующие годы свой «ритмический» фильм Рихтер расширил и дополнил, а потом даже снабдил приквелом («Ритм 21» был снят после «Ритма 23»: видимо, Рихтер хотел таким образом сфальсифицировать свое первенство среди немецких абстракционистов).


Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • kustokusto· 2010-04-09 15:02:59
    Охренеть!
  • ro_fiesta· 2010-04-09 21:05:39
    супер! особенно "оптическая поэма" Фишингера и "аромат чая" Дюдока
  • kralin.blogspot.com· 2010-04-13 10:57:08
    замечательный обзор. Спасибо!
Читать все комментарии ›
Все новости ›