Слабость критики сказывается на качестве фильмов. Там, где нет рефлексии, кино становится плоским и мелким.

Оцените материал

Просмотров: 36630

Михаил Ямпольский: что такое кинокритика

30/03/2012
Культуролог и теоретик кино о том, чего не прочтешь в российских газетах

Имена:  Андре Базен · Зигфрид Кракауэр · Мартин Хайдеггер · Серж Даней · Эдмунд Гуссерль

©  Арина Орлова

Михаил Ямпольский: что такое кинокритика
Настоящая критика начинается в основном за пределами газетного рецензирования, главная цель которого — посоветовать или отсоветовать зрителю пойти в кино, то есть купить билет. Обычно такая критика — удел ежемесячных или ежеквартальных киножурналов, откликающихся на фильмы тогда, когда их уже нет в кинотеатрах. Она в основном рассчитана на тех, кто уже видел фильм. Спрашивается, для чего она нужна?

Задача критики — интерпретация фильмов и интеграция их в некую умозрительную конструкцию, которую мы называем «кинематографическим процессом». Это попытка придать смысл тому, что происходит в кино. И попытка эта отвечает запросу людей, пытающихся увидеть в мире хаоса порядок и смысл. Культура, конечно, сама по себе является формой репрезентации мира, то есть упорядочивания хаоса нашего существования.

Фильм, как и любое иное произведение искусства, не обладает способностью к самоинтерпретации, а потому нуждается в метадискурсе, поставляемом критикой. Когда-то на вопрос, что Толстой хотел сказать «Анной Карениной», писатель заметил, что для ответа ему бы понадобилось вновь написать этот роман. Это, конечно, так. Всякая критическая интерпретация не только уже смысловых богатств исходного текста (если, конечно, в нем есть глубина) — она попросту искажает этот текст, навязывая ему некую перспективу извне. В этом смысле всякая критика — сужение и искажение, неотделимые от метадискурсивности. Мне неоднократно приходилось слышать от кинорежиссеров, что они вовсе и не думали о том, что я нахожу в их фильмах. Но я полагаю, что такое «искажение» продуктивно.

Искажение и сужение парадоксально являются формами смыслового обогащения. Хорошая критика амплифицирует смысл фильма. Любая трактовка — а особенно когда их вокруг фильма накапливается множество — придает ему стереоскопичность, объем и глубину. В этом нет ничего нового: когда-то Гершом Шолем говорил, что откровение, которое Моисей получил на горе Синай, имело ограниченный смысл — но после двух с половиной тысяч лет интерпретации это откровение стало невероятно объемным. Каждое откровение нуждается в бесконечном наращивании интерпретаций, благодаря которым его смысл прирастает. Это верно в отношении любого классического или канонического текста, который и становится классикой благодаря прирастанию интерпретаций.

Без критики культура остается бедной, неразвитой, она не получает внутренних связей между образующими ее текстами. Кризис критики неотвратимо ведет к ссыханию культуры. Какова же область критических трактовок?

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:21

  • yusev-alexei· 2012-03-30 15:41:10
    Всё вышесказанное входит в диссонанс с тезисами о критике на официальном сайте Гильдии киноведов и кинокритиков http://www.kinopressa.ru/about/kritika.html

    Не имея морального права оспаривать букву из статьи Ямпольского, всё же хочется отметить, что специализированных изданий у нас в России всё же, как минимум, три. Еще одно - "Киноведческие записки". Да и www.cineticle.com фору может кому-то из перечисленных дать (хотя бы по частоте выхода)
  • Esther Twentythree· 2012-03-30 16:07:06
    киноведческие записки, вообще-то, типичный пример того самого академического дискурса.
  • Esther Twentythree· 2012-03-30 16:11:05
    а синетикль открыто посвящен "авторскому кино" , что, в общем, тоже достаточно четко характеризует позицию его контрибьюторов
Читать все комментарии ›
Все новости ›