За считаные недели Гуэтта превращается из комичного неудачника в нового Уорхола, на выставки которого ломятся толпы взволнованных поклонников актуального искусства.

Оцените материал

Просмотров: 8636

Берлин как супермаркет

Антон Долин · 15/02/2010
Кинодебют граффитиста Бэнкси, новый Полански, Скорсезе и другие премьеры Берлинского фестиваля

Имена:  Бэнкси · Гас Ван Сент · Джеймс Франко · Джеффри Фридман · Леонардо Ди Каприо · Мартин Скорсезе · Ной Баумбах · Пирс Броснан · Роб Эпштейн · Роман Полански · Томас Винтерберг · Тьерри Гуэтта · Флорин Сербан · Юэн Макгрегор

Как остаться в истории, громко отметить 60-летие? Берлинский фестиваль в непростом положении: он входит в «большую тройку», но занимает лишь третье место после помпезных Канн и изысканной Венеции. Шедевров на три фестиваля элементарно не хватает, а показать обычную сборную солянку из новинок среднего качества — как-то недостойно. Все-таки Берлин — не Москва, Карловы Вары или Абу-Даби, здесь должны решаться судьбы кинематографа!

Но это — теория. На практике есть задача более важная: обеспечить заполняемость залов и активное освещение мероприятия в прессе. И то и другое в Берлине-2010 в полном порядке. Однако публика консервативна, и за те семь — десять евро, которые стоит билет, зритель желает получить удовольствие. Удовольствия бывают разными. Шестидесятый Берлинале оказался отличным супермаркетом — по-немецки богатым и разнообразным. Забыв о новаторстве, он бросился удовлетворять нужды потребителя, будто прося прощения за неоправданную кровожадность некоторых фестивальных авторов.

Скучаете по «большому стилю»? Для вас «Остров проклятых» Мартина Скорсезе. В который раз пытаясь убедить всех (самого себя в первую очередь) в том, что Леонардо Ди Каприо сегодня — это Роберт Де Ниро вчера, живой классик вновь заставляет вчерашнего Ромео морщить лоб, хмурить брови и имитировать взрывы неконтролируемых эмоций. Происходит это в рамках сложносочиненной (и, увы, очень длинной) истории о таинственной психушке, где ставят эксперименты над людьми. Герой Ди Каприо прислан на остров, где находится клиника, чтобы узнать о причинах исчезновения одной из пациенток. Прилагаются отличная операторская работа Роберта Робертсона, аляповато-эффектные декорации Данте Феррети, куча звезд в ролях второго плана (жутковатые мозгоправы — Макс фон Зюдов и Бен Кингсли), в финале — довольно неожиданная развязка.

Ищете товар поизысканней? Пожалуйста — вот новый фильм Романа Полански. Посетив сеанс, вы поддержите классика, сидящего под домашним арестом (кино завершали без него, но в соответствии с пожеланиями и указаниями), и заодно развлечетесь. По-английски Ghost Writer, по-русски «Литературный негр» — неудачный перевод, уж лучше попросту «Призрак»: и в духе Полански, и по сюжету подходит. Безымянный журналист (Юэн Макгрегор) отправляется из Лондона в Штаты, где на очередном «острове проклятых» проживает премьер-министр Великобритании в отставке (Пирс Броснан). Задача героя — написать мемуары отставного политика. По ходу дела выясняется, что тот помогал ЦРУ пытать каких-то мусульманских граждан, а его предыдущий «литературный негр» погиб при невыясненных обстоятельствах. Такое впечатление, что хитрый Полански предвидел обстоятельства мировой премьеры, на которой сам окажется призраком: в фильме хватает намеков на США как на зловещую мировую закулису и на печальную участь правдорубов. Однако кино как таковое, неожиданно живое и забавное, напоминает о лучших жанровых образцах того же автора — «Девятых вратах» и «На грани безумия».

Иные зрители, заслышав имена голливудских звезд, презрительно пожимают плечами: им милее искусство некоммерческое. Но и эти эстеты — тоже посетители супермаркета. Просто им больше нравится в соседнем отделе. Тем паче что ассортимент — богаче некуда.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›