Оцените материал

Просмотров: 27620

Русский балет в европейском фарфоре

Беттина Крогеманн · 01/04/2009
В Берлине проходит выставка, посвященная изображению танца в скульптуре эпохи ар-деко

©  Collection Vladimir Malakhov, Berlin

Анна Павлова («Бабочка»). Мануфактура Aelteste Volksstedter Porzellanfabrik. Около 1914

Анна Павлова («Бабочка»). Мануфактура Aelteste Volksstedter Porzellanfabrik. Около 1914

Что?

©  Andrej Glusgold

Владимир Малахов

Владимир Малахов

Выставка «Танцующие фигуры» из коллекции Алена Бернара и Владимира Малахова

Часть представленных фарфоровых статуэток на тему балета принадлежат известному танцору, директору Берлинского государственного балета Владимиру Малахову. Фигуры созданы на известнейших европейских мануфактурах в первой половине — середине ХХ века, а моделями для них послужили Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский.

Владимир Малахов начал собирать коллекцию совсем недавно, около года назад, но скульптура балетной тематики интересовала его всегда. Отправной точкой стала выставка в австрийском городе Сент-Полтен, организованная другом танцовщика, польским скульптором Яном Станиславом Виткевичем.

©  Collection Vladimir Malakhov, Berlin

Танцовщик с саблей. Завод Розенталя. 1919. По эскизу К. Хольцера-Дефанти

Танцовщик с саблей. Завод Розенталя. 1919. По эскизу К. Хольцера-Дефанти

Эта выставка вдохновила Малахова на создание собственной коллекции.

Наиболее ценными предметами в собрании сам коллекционер считает фигуры, изображающие Айседору Дункан («Танцовщица») и Тамару Карсавину в балете «Жар-птица». Обе работы демонстрируются сейчас на берлинской выставке. Впрочем, в коллекции нет случайных вещей. Для Малахова важно, как передано движение, насколько удачно скульптору удалось поймать «момент» и запечатлеть сложнейшие позы классического балета.

Выбирая предметы для своего собрания, коллекционер обращает внимание лишь на те статуэтки, которые вдохновляют его как танцора, поэтому он приобретает не только дорогие работы известных скульпторов, но и фигурки,

©  Collection Vladimir Malakhov, Berlin

Тамара Карсавина в балете «Жар-птица». Ленинградский фарфоровый завод. 1921. По эскизу Д.Иванова, Е. Данко

Тамара Карсавина в балете «Жар-птица». Ленинградский фарфоровый завод. 1921. По эскизу Д.Иванова, Е. Данко

выпускавшиеся на небольших европейских мануфактурах. Главная сложность — найти работы этой тематики и хорошей сохранности. Иногда друзья, зная о собрании Малахова, дарят ему статуэтки.

Мода на изображение танцовщиков в скульптуре эпохи ар-деко возникла под влиянием балетных «Русских сезонов» в Европе, организованных в начале ХХ века Сергеем Дягилевым. Персонажи знаменитых постановок «Жар-птица»,

©  Collection Vladimir Malakhov, Berlin

Исидора Дункан (

Исидора Дункан ("Танцовщица"). Фабрика фарфора Aelteste Volksstedter Porzellanfabrik. Около 1930

«Клеопатра» и «Павильон Армиды», а также образы русских танцовщиков — наиболее распространенная тема декоративной скульптуры 1920—1930-х годов. Со временем крупнейшие мануфактуры стали выпускать целые тиражи подобных статуэток.

Где?

Музей Брёана (Bröhan-Museum), Берлин (Schlosstrasse 1a)

Крупнейший музей дизайна и живописи конца XIX — начала ХХ века был основан в 1983 году частным коллекционером Карлом Брёаном (1921—2000). Еще в 1973 году он открыл для публики, а через десять лет передал в дар государству свое собрание картин и предметов декоративно-прикладного искусства. В постоянной экспозиции можно увидеть подлинные интерьеры метра бельгийского модерна Анри ван де Вельде и стекло Эмиля Галле. Посетив музей, можно составить достаточно полное представление о развитии стилей модерн, ар-деко и функционализма.

©  Bröhan-Museum

Музей Брохан, Берлин

Музей Брохан, Берлин

Когда?

До 31 мая 2009

Посмотреть всю галерею


Другие материалы раздела:
Елизавета Романова. TEFAF в плюсе, 23.03.2009
Елизавета Романова. Прогулка по галереям Блумсбери, 17.03.2009
Анастасия Палёнова. Ярмарки марта, 4.03.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›