Оцените материал

Просмотров: 19249

Фаберже и Африка встретятся в Нью-Йорке

Анна Савицкая · 03/10/2008
Изучив каталоги предстоящих аукционов, приходишь к выводу, что в этом месяце за русским искусством надо отправляться в эпицентр экономического кризиса

©  Sotheby’s

 Николай Рерих. Крепость. 1909. Бумага на картоне, гуашь. 19,2х30,1

Николай Рерих. Крепость. 1909. Бумага на картоне, гуашь. 19,2х30,1

При упоминании о торгах импрессионистов и модернистов, проводимых аукционными домами Christie’s или Sotheby’s, на ум сразу приходят громкие имена вроде Ван Гога или Пикассо и шестизначные суммы. Однако такие торги проходят всего три-четыре раза в год, в то время как раз в месяц проводятся аналогичные по тематике, но значительно более демократичные аукционы. Именно на них нередко попадаются работы русских художников. В этом месяце подобные торги, способные заинтересовать коллекционера русского искусства, сосредоточены в Нью-Йорке. Там можно будет найти все или почти все — от театральной графики мирискусников до картины Сергея Бугаева (Африки), не исключая, конечно, и традиционного Фаберже.

В коллекцию нью-йоркских торгов импрессионистов и модернистов, которые Sotheby’s проводит 7 октября, включен очень обширный стринг русского искусства — около 100 произведений художников ХХ века. Как всегда, разнообразно представлена «парижская школа», в том числе работами художников русского происхождения и международного значения. Так, скульптура Александра Архипенко «Прошлое», 1926 года, оценена в $30—40 тыс. К слову, его живописная работа недавно стала самым дорогим лотом аукциона импрессионистов и модернистов Christie’s, достигнув отметки в $218,5 тыс. «Клоун» (1929) — работа еще одного француза с русскими корнями, сценографа Павла Челищева — оценен в $50—70 тыс.

©  Sotheby’s

 Мстислав Добужинский. Эскиз театральной декорации. 1935. Картон, темпера. 76,3х92,8

Мстислав Добужинский. Эскиз театральной декорации. 1935. Картон, темпера. 76,3х92,8


Кроме работ художников парижской школы, на торгах встречается и русская театральная графика начала ХХ века: эскизы Александра Бенуа к постановкам «Травиаты» и «Пиковой дамы» (эстимейт $6—8 тыс.), проекты декораций Константина Коровина (эстимейт $ 5—7 тыс.) и Мстислава Добужинского (эстимейт $10—15 тыс.), а также серия графических работ Бориса Анисфельда (цены на его рисунки и гуаши колеблются в пределах $10—30 тыс.). Выставка его работ проходит сейчас в Лондоне в помещении аукционного дома MacDougall’s.

©  Christie’s

 Алексей Харламов. Капризная девочка. Ок. 1900. Холст, масло. 116,8х88,9

Алексей Харламов. Капризная девочка. Ок. 1900. Холст, масло. 116,8х88,9


Закономерно, что в коллекции нью-йоркских торгов множество произведений художников, оказавшихся в эмиграции: на Западе русское искусство «в изгнании» найти куда легче, чем классическую живопись XIX века, например передвижников. На предстоящем аукционе представлены работы Марии Васильевой («Мадонна с розами», эстимейт $8—12 тыс.), Константина Горбатова («Деревенский пейзаж», эстимейт $18—25 тыс.) и Давида Бурлюка («Баба с уткой», эстимейт $12—18 тыс.). Все они написаны за пределами России в 1920—1950-е годы, но сюжет каждой из этих работ так или иначе напоминает о России. Невольно задаешься вопросом, является ли это свидетельством искренних ностальгических чувств или удачно выбранной и последовательно эксплуатируемой «русской темой». На этом фоне выгодно выделяется небольшая ранняя гуашь Николая Рериха, «Крепость», 1909 года (эстимейт $12—18 тыс.), где изображение характерного русского пейзажа со старинной архитектурой еще не стало штампом и общим местом.

©  Christie’s

 Федор Рукерт. Мастерская Карла Фаберже. Ковш. Позолоченное серебро, эмаль клуазоне. Высота: 19 см

Федор Рукерт. Мастерская Карла Фаберже. Ковш. Позолоченное серебро, эмаль клуазоне. Высота: 19 см


20 октября Christie’s проведет аукцион декоративно-прикладного искусства XIX века из коллекции Марвина Гринфилда и его супруги, в которой в том числе есть изделия фирмы Карла Фаберже и одного из его мастеров Федора Рукерта. Последний представлен на аукционе двумя предметами — выполненными из позолоченного серебра и украшенными эмалью клуазоне кубком ($40—60 тыс.) и ковшом ($100—150 тыс.). Кроме этого, будет еще около десятка изделий ведущих мастеров русского эмальерного искусства начала ХХ века в ценовом диапазоне от $2—3 до $20—30 тыс. Ровно 10 лет назад супруги Гринфилд уже выставляли на торги значительную часть своего собрания русских эмалей, которая стала настоящей сенсацией на рынке искусства.

©  Christie’s

 Сергей Бугаев (Африка). Обратный пазл. 1996-1997. Панно, смешанная техника. 90,2x103,6

Сергей Бугаев (Африка). Обратный пазл. 1996-1997. Панно, смешанная техника. 90,2x103,6


Помимо ударного аукциона дореволюционного ювелирного искусства, Christie’s приготовил пару интересных работ и для коллекционеров русской живописи — как классической, так и современной. На торгах послевоенного и современного искусства 21 октября будет представлена работа Сергея Бугаева (Африки) — художника и звезды культового фильма конца 1980-х «АССА». Его «Обратный пазл», выполненный в сложной технике с применением меди, акрила и силикона, выставлен с эстимейтом $27—36 тыс. Сумма, конечно, незначительная для такого коммерчески перспективного художника, особенно на фоне эстимейта картины Алексея Харламова «Капризная девочка» ($1,2—1,8 млн). Опубликованная в каталоге raisonné художника с иллюстрацией и участвовавшая в передвижной выставке 1904—1905 года, эта работа станет настоящей находкой для поклонников русского искусства. Неясно одно, почему столь бесспорная и дорогая вещь выставлена не на русские торги, а на проходящий 22 октября аукцион «Европейское искусство XIX века и ориенталистика». Единственное объяснение, которое приходит в голову, — нетерпеливость владельца, не пожелавшего ждать до ноября и везти картину из Нью-Йорка в Лондон.

 

 

 

 

 

Все новости ›