Оцените материал

Просмотров: 8914

Пан либо пропал

Анна Арутюнова · 09/09/2008
Персональный аукцион работ Дэмиена Херста — самая обсуждаемая тема последних недель

©  REX / Fotobank

Пан либо пропал
Похоже, что перед бурей, и правда, наступает штиль. До двухдневного персонального и уже порядком нашумевшего аукциона Дэмиена Херста остается чуть меньше недели. И кажется, все самые авторитетные западные журналисты на предложенную тему уже высказались. Так что же случится с рынком искусства 15 и 16 сентября?

Для начала, 24 августа мир буквально взорвала появившаяся в The Art Newspaper новость о том, что в галерее White Cube — лондонском представительстве Херста — находится около двухсот непроданных работ художника на сумму £100 млн (и это не считая так и не нашедшего нового хозяина черепа, инкрустированного бриллиантами, за £50 млн). Кристина Руиз подробно перечисляет находящиеся в галерее предметы и их стоимость и делает вывод, что художнику просто необходимо найти новые рынки сбыта своим бесчисленным работам.

©  REX / Fotobank

Пан либо пропал
Новость подхватила Timesonline, где более подробно обсуждаются причины, по которым Херст решился обратиться напрямую к Sotheby’s. Как известно, размер комиссионных в галереях обычно гораздо выше, чем в аукционных домах. Более того, аукционный дом никогда не будет «общаться с потенциальным покупателем свысока или пренебрежительно», чем нередко грешат галеристы.

White Cube не заставила себя ждать с опровержениями. Уже 28 августа Bloomberg печатает заявление Джея Джоплина, в котором известный дилер утверждает, что спрос на работы Херста по-прежнему необычно высок и они едва ли задерживаются в галерее надолго.

Напротив, юный арт-критик и аналитик из Австралии на страницах своего ArtMarket Blog предполагает, что каким бы ни был исход торгов, он в любом случае приведет к не самым хорошим изменениям на рынке работ Херста.

Со своими более обоснованными комментариями выступили также две авторитетные компании, занимающиеся исследованием рынка искусства, — Artprice и ArtTactic. Artprice ограничился сравнительно небольшой историей продаж работ художника, отмечая, что их ценовое разнообразие позволяет привлечь собирателей самого разного уровня. А ArtTactic специально к торгам издал полноценное исследование рынка Херста. Купить его можно прямо на сайте компании за £125. А можно бесплатно составить о нем представление на страницах Bloomberg. К слову, по опросу, проведенному ArtTactic среди 51 «инсайдера» рынка искусства, 78% считают, что исход аукциона будет положительным, то есть доход достигнет и даже превысит ожидаемые £65 млн.

А вот Indepent называет грядущий аукцион не иначе как судный день Херста. В статье приводятся аргументы двух, как водится, противоборствующих лагерей. Сторонники Херста (в данном случае, конечно, Sotheby’s) уверены в том, что цены и набор предметов, которые появятся на торгах, тщательно взвешены и просчитаны, а потому беспокоиться не о чем. Но есть и те, кто относится к лагерю «теории катастроф», и среди них, например, человек, первым (даже раньше самого Саатчи) выложивший за работу Херста шестизначную сумму, — Хелли Нахмад. Дилер считает, что цены на работы художника сильно завышены, согласятся ли с ним остальные, предстоит скоро узнать.

Не поддаваясь ажиотажу вокруг заоблачных эстимейтов и бесконечных слухов, Wall Street Journal задается более философскими вопросами, в частности: а что же все это значит для классической схемы художник — галерист — покупатель, действующей на рынке искусства уже не одно десятилетие? Ведь если художник может напрямую обратиться к аукционному дому, располагающему гораздо более широкой клиентской базой, нежели галерист, то зачем вообще нужна галерея? Но дилерам не стоит беспокоиться раньше времени: ни один крупный аукционный дом пока не рискует работать с нераскрученными художниками. А вот чтобы раскрутиться, помимо таланта понадобится и помощь профессионала.

©  Russian Look

Пан либо пропал
Наконец, вышедшая 4 сентября в журнале Time статья рассказывает уже не о рыночных достижениях Херста и не о том, что случится с рынком искусства после 15 сентября. Она о чем-то более личном: родном промышленном Лидсе; отце, которого никогда не было; тех, кто его заменял; о прежних проблемах с наркотиками; о жене, увлекающейся серфингом, — словом, об enfant terrible в его человеческом обличии. Напоследок автор сравнивает Херста ни много ни мало с собственным творением художника — «Золотым тельцом», «королем мира искусства, воспеваемого за то, что он золотой, и этим же золотом обремененным».


Еще по теме:
Анна Арутюнова. Сорок пять исторических секунд
Мэтью Баун. Демократия плутократов
Десять самых дорогих работ Дэмиена Херста

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • arbat· 2009-01-22 13:58:55
    Ничего нового! Скука! Такой же клоун, как и многие другие. Я сожалею.
Все новости ›