Оцените материал

Просмотров: 15457

К неудовольствию профанов

Кирил Асс · 20/11/2008
Рейтинг худших зданий как зеркало нашей эпохи

©  wikimedia.org

 Муниципалитет Бостона. 1968. Архитекторы Колманн, МакКиннел и Ноулз

Муниципалитет Бостона. 1968. Архитекторы Колманн, МакКиннел и Ноулз

Вы, наверное, уже читали, что сайт VirtualTourist.com опубликовал рейтинг десяти самых уродливых зданий. Честно говоря, про этот сайт я услышал впервые в связи с этой новостью, а выяснить, как именно был составлен этот скорбный список, мне не удалось. Мы, конечно, понимаем, что любой рейтинг не более чем условность, а тем более рейтинг, опубликованный на сайте про туризм. Тем не менее он стал медийным событием, относящимся к архитектуре, поэтому я чувствую себя обязанным высказать несколько замечаний в этой связи.

Список выглядит несколько странно уже по своему составу — почему-то к десяти зданиям причислили одну рекламную конструкцию и один памятник, как будто авторам не хватило уродливых зданий. Памятник «300-летию российского флота» работы З.Церетели мы обсуждать не станем. Про попавшую в список подкову из финского города Туури можно только заметить, что она не сильно отличается от украшений Лас-Вегаса и к архитектуре отношения тоже не имеет, да и, кажется, возведена по идее владельца соседнего супермаркета.

©  wikimedia.org

 Муниципалитет Бостона. 1968. Архитекторы Колманн, МакКиннел и Ноулз

Муниципалитет Бостона. 1968. Архитекторы Колманн, МакКиннел и Ноулз

Гораздо интереснее, что большинство перечисленных построек — образцы так называемого «нового брутализма», архитектурного течения 60—70-х годов прошлого века. Первое из зданий в списке, муниципалитет Бостона, арх. Колманн, Мак-Киннел и Ноулз, построено по проекту, победившему в общенациональном конкурсе 1962 года. Более того, ему много подражали, в том числе и в СССР (ср., например, Дом Советов, Тула, арх. Розанов и др., 1984). К тому же периоду относится градостроительно спорное, но вполне благородное модернистское здание Тур де Монпарнас (арх. Собо, Бодуан, Кассан и де Марьен, 1972) в духе позднего Миса ван дер Роэ. Его неуместность скорее вина городских властей, допустивших возведение такого здания на этом месте, нежели архитекторов, которые построили строгий и отстраненный дом, избегающий внешних эффектов. Кафедральный собор Ливерпуля (арх. сэр Фредерик Гибберд, 1967) — яркий пример поисков новой выразительности в культовой архитектуре, характерных для своего времени, и вовсе не худший. Следует отдать должное и напряженному зданию нью-йоркского автовокзала (арх. Кевин Джонс) начала 80-х годов. Фасады, выполненные в индустриальной эстетике, вполне вписываются в мегаломанский вкус Нью-Йорка.

©  bridgeandtunnelclub.com

 Автобусный терминал Портовой администрации Нью-Йорка. Начало 80-х. Архитектор Кевин Джонс

Автобусный терминал Портовой администрации Нью-Йорка. Начало 80-х. Архитектор Кевин Джонс

Особняком в рейтинге стоят две относительно недавние постройки — здание парламента Шотландии (арх. Мирайес, Тальябу/RMJM, 2004) и Музей изящных искусств Лихтенштейна в Вадуце (арх. Моргер и Дегело, 2000). Здание парламента, возможно, заслуживает критической оценки, так как отличается крайней степенью эклектичности. Метафора, положенная в основу его концепции, привела к невероятному хаосу из образов, который, впрочем, отчасти и был целью проекта. В то же время музей в Вадуце — один из блестящих образцов радикального швейцарского минимализма, хотя и выполненный архитекторами второго ряда, но заслуживающий самого пристального внимания.

©  kunstmuseum.li

 Музей Изящных искусств Лихтенштейна. Вадуц. 2000. Архитекторы Моргер и Дегело

Музей Изящных искусств Лихтенштейна. Вадуц. 2000. Архитекторы Моргер и Дегело

Замечательно, что этот рейтинг наиболее критично настроен к наследию 60—70-х годов, то есть к архитектуре примерно сорокалетней давности. Архитектура, еще недавно воспринимаемая как ультрасовременная, прогрессивная и оригинальная, встречается следующим поколением в штыки, а породившие ее идеологические и эстетические парадигмы совершенно не считываются. Это судьба всех ярких архитектурных направлений. Пройдя горнило презрения и отторжения, часть этих зданий приобретет статус памятников своей эпохи, их ценность признается, а прочие останутся напоминанием о прошлом и постепенно исчезнут с лица земли. Я готов поспорить, что архитектура нынешних звезд через те же тридцать-сорок лет будет вызывать такие же проклятия, издевательские замечания и считаться невыносимой, скучной и отвратительной. И еще совсем не очевидно, кто после этого займет место в учебниках истории архитектуры, а кто канет в забытье.


Последние материалы рубрики:
Мысли по посещении Ново-Царицына
Виды Рима и виды на Третий Рим
Премия Чернихова восстановила справедливость
Туман на Крымском Валу
Заклинание цен на недвижимость

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • makemake· 2008-11-21 00:51:26
    по-моему фасад нью-йоркского автобусного терминала – крутейший.
  • Alex· 2008-12-16 08:02:36
    А как вам это недоразумение - http://www.greatbuildings.com/buildings/Habitat_67.html в канадском Монреале?
  • arbat· 2009-04-27 10:29:16
    Образные, художественные сооружения, как всегда, мажут грязью, а постройки то, увидишь, не забудишь!
Все новости ›