Оцените материал

Просмотров: 68300

Брюс Науман и его поиски (взаимо)понимания

Ксения Гурштейн · 23/06/2009
6. Хороший мальчик плохой мальчик (Good Boy Bad Boy). 1985. Цветное видео и два монитора. 60’52”

В конце 60-х Науман использовал собственное тело для исследований человеческого поведения, а в 70-е давал указания к действию посетителям своих выставок. В 80-е годы он опять сменил стратегию и стал нанимать профессиональных актеров, которые читали данные им тексты или разыгрывали предлагаемые сценарии. «Хороший мальчик плохой мальчик» — классическая работа этого времени — родилась из интереса художника к повторениям слов, значения которых в результате и притупляются, и обостряются.

На двух соседних мониторах, расположенных на уровне среднестатистической головы посетителя, мужская и женская головы читают текст. Они как бы перебивают друг друга, так как записи говорят не в унисон — сначала ровными, а потом все более напряженными голосами. Структура их текстов все время повторяется: «Я был хорошим мальчиком. Ты был хорошим мальчиком. Мы были хорошими мальчиками. Это было хорошо» и т.д., используя такие словосочетания, как «добродетельная женщина», «злой мужчина» и заканчивая на фразе: «Я не хочу умирать. Ты не хочешь умирать. Мы не хотим умирать. Это есть страх перед смертью». (Полный текст см. здесь). Любительскую запись инсталляции работы см. здесь.

Смысловая нагрузка выбранных слов становится гораздо более моралистической — обессмысливается и преображается не просто язык описаний, а язык суждений и осуждений.

7. Инцидент с использованием насилия (Violent Incident). 1986. Цветное видео

В работе, созданной годом позже, двое актеров разыгрывают простую сценку. В ресторане мужчина, предлагая стул женщине, в качестве шутки отодвигает его, когда она садится. Она падает. Вставая, она щиплет его, он обзывает ее, она выплескивает ему в лицо свой коктейль, он дает ей пощечину, она бьет его коленом в пах, он тянется за ножом, они дерутся, она ударяет его ножом. (Полный текст сценария см. здесь.) Потом тот же сценарий повторяется, но теперь стул из-под мужчины выдергивает женщина. Работа зациклена на двенадцати мониторах, причем они специально не синхронизированы, и, для того чтобы понять, что и в каком порядке произошло, требуются немалые усилия. В дополнение к разыгранным сценам есть вставленные куски репетиции, где за кадром слышен голос режиссера и замедленные кадры того момента, когда один выдергивает стул из-под другого.

8. Генри Мур, обреченный на провал (Henry Moore, Bound to Fail). 1970


В основу этой не сразу понятной работы, которая в 2001 году была продана больше чем за девять миллионов долларов на аукционе Christie’s, лег еще один каламбур — сопоставление фраз Henry Moore, bound (Генри Мур, связанный) и идиомы bound to fail (обречен на провал). Работа — слепок, снятый с завязанных веревкой за спиной рук Наумана: либо бессильного скульптора со связанными руками, обреченного на провал жизнью в тени таких гигантов, как Мур; либо же указывающего на обреченность модернизма как проекта, важным представителем которого был Мур.

Масштабные скульптурные работы — фонтаны из человеческих голов, цементные модели для туннелей, подвешенные карусели-мобили, сделанные из подобий тушек крупных животных — широко представлены на выставке «Топологические сады», проходящей до октября в Венеции в рамках биеннале. Увидеть фотографии отдельных работ и экспозиции в целом можно здесь и здесь.

9. Сырьевой материал (Raw Materials). 2004—2005

В 2004 году Науману было предложено сделать масштабную инсталляцию в Турбинном цехе — огромном пустом пространстве в здании музея Tate Modern. Вдохновленный гулом, который до сих пор раздается из недр здания, Науман создал звуковую инсталляцию из 22 частей, использовав свои более ранние тексты и аудиозаписи. Как можно увидеть на видеодокументации, зал на вид оставался абсолютно пустым, однако, по свидетельствам очевидцев, перекликавшиеся голоса, между которыми блуждал посетитель, создавали ощущение ландшафта, обостряли восприятие окружающего пространства, опять же скрещивая и расширяя за счет друг друга три значения английского слова volume — громкость звука, объем сосуда или помещения и том книги. (Подробное интервью об этой выставке в журнале Frieze см. здесь.)

«Пройтись» по выставке можно здесь.

 

 

 

 

 

Все новости ›