То ли все расслабились, то ли проблемы с бюджетом.

Оцените материал

Просмотров: 36652

Важнейшие биеннале и ярмарки 2012 года

03/01/2012
 

Арсенале. 1-я биеннале современного искусства в Киеве
Лучшее время, худшее время… Возрождение и апокалипсис в современном искусстве

С 17 мая

©  www.artarsenal.in.ua

Важнейшие биеннале и ярмарки 2012 года
О том, что будет такая биеннале, стало известно совсем недавно; пока мы знали только, что летом в Киеве откроется футбольный чемпионат. Заполнить без преувеличения гигантское пространство киевского Мыстецького Арсенала (32 тысячи кв.м) международным современным искусством согласился Дэвид Эллиот, куратор прошлой (и очень шикарной) Сиднейской биеннале, в прошлом директор музеев в Оксфорде, Стокгольме и Токио. Он реагирует не столько на футбол, сколько на запланированный на 2012 год конец света (впрочем, может быть, это одно и то же). Название биеннале позаимствовано из первых строк «Повести о двух городах» Чарльза Диккенса о Французской революции. Как пишет куратор, «раньше прерогатива тотального уничтожения принадлежала богу или природе, тогда как сегодняшний ядерный холокост, умышленный или нет, вместе с быстрым ростом глобального потепления дал человечеству возможность уничтожения не только самого себя, но и всех природных систем, которые его поддерживали». У выставки будет четыре центральные темы: «Неустанное движение» (способы, которыми мы черпаем силы из верований, мифов и представлений о Вселенной, которые не регулируются материальной потребностью); «Во имя порядка» (она исследует, как под предлогом рационализма власть пытается доминировать над культурой путем создания корыстных иерархий), «Плоть» (тут более или менее понятно) и «Неспокойный сон» (предчувствия неотвратимой катастрофы).

От Эллиота ждут — и, без сомнения, дождутся — очень зрелищной, впечатляющей, масштабной выставки с очень звездными именами, почти стопроцентно импортной — куратор уже заявил, что украинское искусство в состав выставки включено будет минимально, если вообще будет (состоится параллельная выставка в том же здании, которую готовит куратор Александр Соловьев). Кроме того, он сказал, что не считает Украину постсоветским пространством и эта проблематика в выставку не будет включена. Относительно русского искусства наши агенты доносят, что будут АЕС+Ф и группа «Что делать?» (как оно было и в Сиднее), а также Ольга Чернышева — возможно, кто-то еще. Официальные списки пока не объявлены, но в кулуарах произносятся такие имена, как Пол Маккарти, братья Чепмены, Ансельм Кифер, Луиза Буржуа, Ай Вэйвэй, Ян Фудун. Наверняка будет много японских и китайских авторов.

Помимо всего этого у биеннале будет дискуссионная платформа, которую курирует Екатерина Деготь. Она будет представлять собой одну или две международные конференции, которые пройдут раньше, нежели откроется сама выставка. Пока это предварительная информация, следите за нашим сайтом для более точной.


5-я международная биеннале современного искусства в Бухаресте
Тактика здесь и сейчас (Tactics for the Here and Now)
25 мая — 22 июля

©  www.bucharestbiennale.org

Важнейшие биеннале и ярмарки 2012 года
Интересный проект, на который многие обращают внимание. Куратор — Энн Барлоу, она из Глазго и живет в Нью-Йорке. Отправная точка для концепции — социологический анализ нашего времени (прекарная экономика, неуверенность в завтрашнем дне, территориальные перемещения), однако куратор говорит, что будет отдавать предпочтение не художникам социального высказывания, а работающим не прямо и не декларативно, в чем есть своя сила, по ее мнению. Ее интересуют художники медленные и вдумчивые, художники-исследователи, которые применяют неформальные подходы (она настаивает на этом понятии «неформального», которое носит полемический характер), разоблачают тайны и секреты, рассказывают истории. Художники со всего света создадут новые исследовательские проекты о специфических контекстах такого интересного города, как Бухарест, и для них. Проекты будут показаны, в частности, в Геологическом музее, Ботаническом саду, Национальном центре танца, университете и других публичных местах. В Бухаресте, как видим, не считают, что такой «локальный» подход делает биеннале провинциальной — как думает начальство в Москве. Список художников пока не объявлен.


Второй Берлинский документальный форум
31 мая — 3 июня
Haus der Kulturen der Welt, Берлин

Еще одна берлинская биеннале, впервые состоявшаяся в 2010 году, занимается документалистикой в разных областях и исследует документ как инструмент исторического и политического анализа. Включает в себя скрининги, перформансы, выставки, дискуссии и публикации. В этом году участвуют выдающийся документалист Харун Фароки, философ Сильвер Лотрингер, художник Кристина Майснер, кинокуратор Эдуардо Томас, режиссер и художник Рабия Мруэ, хореограф Эштер Саламон и многие другие. Групповая выставка «Слепое пятно» (A Blind Spot) подготовлена известным куратором Катрин Давид и касается проблемы репрезентации и нарушения ее кодов.


Manifesta 9
2 июня — 30 сентября
Превью 31 мая — 1 июня
Бывшая угольная шахта Waterschei, Генк, Лимбург, Бельгия

©  www.manifesta9.org

Важнейшие биеннале и ярмарки 2012 года
Другие биеннале расползаются по многим площадкам, а европейская биеннале Манифеста, с 90-х годов пионер такой «детерриториализации» и номадизма, проходящая всякий раз в разном регионе Европы, впервые в своей истории пройдет в одном городе и даже на одной-единственной — правда, большой — площадке. Манифеста будет анализировать, исходя из контекста региона, географические и «воображенческие» аспекты индустриального капитализма как глобального феномена. Нам обещают уникальный диалог между искусством, историей и социальной рефлексией. Все это означает, что Манифеста фактически меняет формат: вместо международной выставки молодых художников это будет историко-художественная выставка, привязанная к определенному региону. Главный куратор проекта — Куатемок Медина, (Cuahtémoc Medina), интересный куратор из Мексики, известный своим сотрудничеством с Франсисом Алюсом, уже объявил, что пионерской выставкой в том жанре, в котором он собирается работать, он считает Первую Уральскую индустриальную биеннале в Екатерибурге (2010), кураторами которой выступили Екатерина Деготь, Космин Костинас и Давид Рифф. Медина работает в сотрудничестве с Дон Эйдс (Dawn Ades), чрезвычайно заслуженной искусствоведкой и автором известной книги о фотомонтаже, и Катериной Грегос (Katerina Gregos), молодым перспективным куратором из Бельгии. В 2011 году на Венецианской биеннале она курировала павильон Дании (групповую выставку Speech Matters, посвященную свободе слова), который обратил на себя внимание. В общем, это одно из самых интригующих событий года.


Documenta 13, Кассель
9 июня — 16 сентября
Пресс-конференция 6 июня, профессиональное превью 7—8 июня

©  www.d13.documenta.de

Каролин Кристов-Бакарджиев

Каролин Кристов-Бакарджиев

Руководитель, итальянка Каролин Кристов-Бакарджиев (Carolyn Christov-Bakargiev), объявила, что «Документа» — это не только сама выставка, но и события, идущие во время ее подготовки, которые уже разворачиваются полным ходом (выступления философов, различные социохудожественные акции и т.п.). ККБ, как ее все называют, была в Москве, мы с ней неформально встречались, но понять, в чем будет концепция новой «Документы», нам не удалось. Известно, что куратор хочет включить больше молодых художников, отказаться от рационализма и сделать акцент на науку. Нам это кажется противоречивым, но, видать, мы еще не отказались от рационализма. Сейчас сайт проекта носит хаотический характер, на нем имеются рубрики «Камни» и «Собаки» с соответствующими фото, сделанными самой ККБ. Самая большая интрига года (да что там года — пятилетки) — список художников, отобранных на «Документу», но он не будет объявлен еще довольно долго. Симпозиум «Документы», который пройдет сразу после ее открытия, будет посвящен истории симпозиумов художников и истории группового самообразования, в том числе и на материале русской неофициальной сцены советского времени.


Art Basel 43
13—17 июня

Обычное место встречи коллекционеров, тусовщиков и верхушки арт-мира. Несмотря на гламур, толпу, несъедобную и очень дорогую полевую кухню, здесь есть все резоны побывать: имеется раздел неформатных (во всех отношениях) работ Unlimited и раздел соло-проектов перспективных художников — неоценимый источник информации для кураторов и всех, кого современное искусство интересует серьезно (если такие люди еще есть). В первый день превью поселиться в городе невозможно, разве что отель забронирован еще в январе.


18-я Сиднейская биеннале
Все наши связи (All Our Relations)
27 июня — 16 сентября
Превью 26 июня — 1 июля

©  www.biennaleofsydney.com.au

Важнейшие биеннале и ярмарки 2012 года
На сей раз третья по времени основания мировая биеннале (после Венеции и Сан-Паулу) будет посвящена коллаборативным и партиципаторным практикам. Они сегодня не просто модны, а даже уже сильно переспели в своей модности, так что вот-вот начнут гнить изнутри и распадаться. Как сообщается, эта биеннале будет непохожа не предыдущие сиднейские: тема не будет навязана художникам и зрителям, а постепенно раскроется в ходе самой биеннале. Художественные руководители (т.е. в данном случае — кураторы, в разных странах разные названия для всех этих должностей) — Катрин де Зегер и Джеральд Макмастер (Catherine de Zegher and Gerald McMaster), музейные кураторы, которые уже работали вместе над постоянной экспозицией музея Торонто. Площадками биеннале будут, как и в последние годы, два музея (классического искусства и современного), один ангар на пирсе и огромный остров Cockatoo с неохватным количеством больших и малых помещений постиндустриального характера, а также, как сообщается, еще какие-то пока не объявленные места. Бюджет, судя по всему, гигантский.

В числе практик, интересующих кураторов, упомянуты сотрудничество, собеседование и сочувствие (cooperation, conversation, compassion). Кураторы собираются строить выставку исходя из опыта своего общения друг с другом, которому они, судя по установочному тексту, придают преувеличенное значение. Остается надеяться, что в процессе подготовки биеннале они не разругаются, как это обычно бывает. Коллаборативные практики они рассматривают как нечто позитивное и конструктивное, противостоящее «радикалам от искусства» (так и сказано), которые в ХХ веке пользовались в основном методами «разделения, негативности и разрыва». Они против такой оппозиционности и «критичности по умолчанию» (default criticality) и предлагают обратить внимание на связи вещей и людей между собой, чего, с их точки зрения, не умеет делать западное общество, базирующееся на фрагментации и изоляции индивидов. Все художники на выставке будут в диалоге друг с другом, взаимозависимы, их работы будут петь в едином хоре и никто не будет чувствовать себя одиноким. Что конкретно это означает и кто подвергнется такой процедуре, пока неизвестно. Сообщается, что большую роль будет играть рассказывание историй.

 

 

 

 

 

Все новости ›