Меня, признать, эта зависимость критических художественных практик от могучей традиции левой мысли все больше озадачивает.

Оцените материал

Просмотров: 18042

Глубже левого, дальше левого

Анатолий Ульянов · 05/02/2010
Современное протестное искусство распускает бутоны новых цветов вовсе не там, где некогда катался по площади Осмоловский или где прячется Бэнкси

©  Jeffrey Shaw

Jeffrey Shaw. The Legible City. 1988 – 1991

Jeffrey Shaw. The Legible City. 1988 – 1991

С полемического выступления Анатолия Ульянова «Техноутопизм и медиаарт как протестное искусство новой эры» мы начинаем дискуссию «Где будущее?» — о том, в каком интеллектуальном и институциональном поле располагается искусство будущего. Сегодня на сей счет существуют диаметрально противоположные мнения: искусство ищут в совершенно разных местах. Читайте в ближайшее время выступления Дмитрия Виленского, Дмитрия Булатова, Анатолия Осмоловского и других авторов
Искусство можно представить в том числе и в образе лабиринта, наполненного котами. Коты эти – кураторы, художники, критики – непрестанно метят территорию густым секретом теории. Именно так возникает пена культуры: водоразделы между жанрами, школами, направлениями и прочими условностями из области гуманитарной эзотерики, на развитие которых грант-институции лактируют своими щедрыми сосцами.

Все это понятно и в общем-то естественно. Меня в данном случае интересует ситуация, когда некий определенный кошачий секрет превращается в традицию и посетитель лабиринта, попавший под его, секрета, чары, слепнет до той степени, при которой восприятие отдельных явленностей искусства сводится к упрощению, не выходящему за рамки этой новой святой традиции.

К примеру, так называемое протестное искусство. Так сложилось, что, говоря «протестное», принято подразумевать «критическое». Говоря «критическое», принято подразумевать «левое». И вроде как все вовлеченные в современное арт-поле уже поддакивают друг другу в догме: вне левого невозможно критическое искусство. И вроде как все критическое становится политичным и социальным.

Попробуйте назвать имя любого современного художника, чьи произведения вам можется назвать критическими, и тут же наткнетесь на красную рощу, где с пылающими взорами прогуливаются Маркс, Дебор, Бодрийяр, Че Гевара, Маркос, Жижек, Бей и прочие титаны, чье сердце бьется с левой стороны.

Ранние практики Осмоловского сведущее о них большинство назовет протестным искусством. А вот практики Беляева-Гинтовта к таковому искусству причислять не станут, хотя в общем-то они не менее протестны, поскольку на своем чудовищном уровне всё же оппонируют чему-то, а именно – либеральной доминанте нынешней эпохи. Короче говоря, получается оруэлловское «все равны, но некоторые равнее».

Меня, признать, эта зависимость критических художественных практик от могучей традиции левой мысли все больше озадачивает. Не потому, что левое чем-то провинилось или не может питать критическое искусство, но потому, что этого левого как минимум недостаточно, чтобы описать всю палитру потенциалов и возможностей, которые содержатся в критике искусством.

Доминантность левого тревожит меня по причине своей доминантности, уж простите за мясо с мясом. Тотем всякой традиции просто обязан быть под подозрением, дабы не возникал очередной бог со своим законом, порядком и контролем во имя добра. Я усматриваю в доминантности левого на поле критического искусства тенденциозную одномерность, очевидную ограниченность, еще одну замкнутую систему, чей катарсис неизбежно в энтропии, инцесте и вырождении. Я не могу игнорировать того факта, что левый язык утратил свою первичную магию и к настоящему моменту целиком и полностью, наряду с контркультурой, кооптирован телеканалом MTV как аксессуарный бунт. Но главное – левое неизбежно существует на подсосе западной ментальной матрицы, а значит, связано брачными узами с материалистичным мышлением. По этому поводу некогда высказывался философ и поэт Илья Кормильцев, утверждая, что левое дает превосходные ответы на вопросы о борьбе человека против Системы, но абсолютно беспомощно при столкновении с метафизическими вопросами бытия.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:20

  • yabeda· 2010-02-05 21:58:02
    спасибо!
    вы прямо ответили на мысли, которые меня одолевали последние недели
  • higins· 2010-02-05 22:54:35
    смерть как противник - это сильно. Вы не волнуйтесь, Ваш поиск средств ради средств благополучно превратит Вас в автомат и без звездолетов.
  • togenius.myid.net· 2010-02-06 00:25:30
    творение техногиперреальности, техновиртуализм. Интересная идея.
Читать все комментарии ›
Все новости ›