Оцените материал

Просмотров: 55007

Жан-Юбер Мартен, куратор экзотического

Елена Яичникова · 08/09/2009
Страницы:
Алтари и святилища мира: искусство преклонения (Altars and Shrines of the World: Art To Kneel Before). Музей Kunst Palast. Дюссельдорф, 2001

Проблема религиозного искусства интересовала Мартена еще с выставки «Маги земли». Если мы пересматриваем традиционные границы западной системы современного искусства и задаемся целью признать незападное искусство на его условиях, то приходится признать и его культурную рамку, которая часто оказывается религиозной. Именно религиозный аспект культурных различий составил основу этой выставки.

©  Museum Kunst Palast / Andreas Stappert

Фелипе Линарес, Леонардо Линарес,  Рамон Рамирез де Саламанка, Педро Ортега. Алтарь для мертвых. Мексика

Фелипе Линарес, Леонардо Линарес, Рамон Рамирез де Саламанка, Педро Ортега. Алтарь для мертвых. Мексика

На ней были представлены 68 алтарей разных религий со всего мира из 34 стран — мексиканские, буддийские, африканские, карибские вуду, христианские и другие, принадлежащие современности. Многие алтари были созданы специально для выставки и освящены их создателями прямо в музее. Вот что поясняет по поводу этой выставки сам Мартен: «Я сравнил алтари с инсталляциями. Ведь что такое инсталляция? Это некоторая совокупность объектов, которые художник размещает в пространстве, создавая определенный смысл. Алтари — это, по сути, те же инсталляции, создаваемые для общения с богами. Место, которое занимает каждый объект на алтаре, очень важно. В этом смысле алтари очень похожи на произведения искусства».


Artempo: где время становится искусством (Artempo: Where Time Becomes Art). Палаццо Фортуни (Palazzo Fortuny). Венеция, 2007


©  MINI Sharing Design / flickr.com

Вход в Палаццо Фортуни

Вход в Палаццо Фортуни

Выставка, организованная Мартеном в сотрудничестве с другими кураторами одновременно с биеннале Роберта Сторра, имела большой успех как у публики, так и у профессионалов. В этом позволяет убедиться опрос, проведенный журналом Frieze, о лучших выставках 2007 года. Выставка стала продолжением и развитием темы различных культур, с которой долгое время работал Мартен, но во временном ракурсе. Идея состояла в утверждении неоднородности времени и сосуществовании в каждый исторический момент нескольких временных пластов. Сама выставка отражает эту идею, сопоставляя в своем пространстве произведения разных эпох, контекстов и стилей, которые обычно не демонстрируют вместе. Деревянные куклы, змеиная кожа, панцирь черепахи и перья из коллекции Палаццо Фортуни, оставленные кураторами в залах, соседствуют с произведениями искусства, археологическими находками и миниатюрными объектами в витринах. Артефакты из Новой Гвинеи соседствует с работами Ротко и Бертрана Лавье, произведения Дюшана — со скульптурой доколумбовой Америки, а статуя Будды — с полотнами Романа Опалки. Оставляя впечатление кунсткамеры или лавки антиквара, выставка демонстрирует механизм сопоставления и взаимосвязи представленных на ней произведений, лежащий в основе всякой выставки, но в более смелом временном и пространственном масштабе.

Выставка Artempo, «вызывающе археологическая и авангардная в своем видении», по выражению арт-критика и журналиста из Йоханнесбурга Шона о'Тула (Sean O’Toole), стирала границы между искусством, историческими артефактами и предметами обихода, выявляя связь прошлого с настоящим, которая не укладывается в линейную перспективу исторического развития. Подобно другим выставкам Мартена, она показывает, что в основе во многом новаторской практики Мартена лежит прежде всего интерес к вещи, а не к контексту.


Против исключения. 3-я Московская биеннале современного искусства. Сентябрь, 2009

Чего следует ожидать от основного проекта Московской биеннале? Вообще говоря, «Против исключения» — это лозунг, под которым может подписаться едва ли не каждая выставка Мартена. Будь то религиозное искусство, работы художников из «экзотических» регионов, или сопоставление в едином пространстве выставки произведений разных эпох — именно проблема исключения и объявляемый ему протест занимают центральное место в практике Мартена. И, судя по всему, московская выставка станет синтезом разных аспектов этой обширной проблематики. Во всяком случае, предварительный список художников говорит о том, что на выставке будут как малоизвестные авторы из «экзотических» регионов, так и давно живущие и известные на Западе художники — кореянка Кимсуджа, сербка Марина Абрамович и южноафриканец Уильям Кентридж, которые работают с темой глобализации и рассказывают истории своих стран. Наравне с известными западными художниками, среди которых Аннет Мессаже, Эрвин Вурм, Тони Крэгг и Вим Дельвуа, в основном проекте биеннале примет участие множество русских художников. Выставка представит афганские ковры, а также искусство «аутсайдеров» и народных умельцев, которых удалось найти и в России.

Интересно также отметить, что на выставке Мартена не будет художников, которых можно было увидеть среди участников, к примеру, выставки «Альтермодерн» французского куратора Николя Буррио в рамках Триеннале галереи Tate — последней громкой выставки, рассматривающей вопросы постколониализма и глобализации. Если Буррио предпочитает работать с молодыми и модными интернациональными художниками, как, например, Субодх Гупта или Навин Раванчайкул, которые перемещаются из одной выставки в другую, то Мартен стремится показать художников, которые не входят ни в систему коммерческих галерей (чью критику можно услышать из его уст), ни в круг молодых и модных художников, а скромно творят в своей родной деревне.
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • klenov· 2009-09-14 15:47:17
    почему-то не в статье не работают ссылки на русскую википедию
Все новости ›